Виктор Баженов
Современный Китай – это сердце мировой экономики. За счёт народного хозяйства Поднебесной планета смогла пережить как минимум два крупных финансовых кризиса последних лет. Но если верить статистике, пульс этого сердца резко упал: так и до обморока недалеко. Рост ВВП Китая во втором квартале 2022 года составил всего 0,4% при прогнозе в 1%. Почему так произошло? Было ли нечто подобное раньше? И что будет с российской экономикой? Выясняем.
Экономический рост Китая: неожиданный провал
В 1 квартале 2022 года темп роста ВВП Китая составил 4,8%, хотя прогнозировался на уровне 4,4%. То, что второй квартал будет трудным, предрекали аналитики, прогнозируя 1% прибавки. Реальность и вовсе граничит с рецессией: всего 0,4% роста, и кризисные тенденции усиливаются. Общий рост ВВП Китая за первое полугодие 2022 года составил 2,5%.
На протяжении 2017-2019 гг. рост экономики Китая стабильно составлял 6% и больше. Единственный провал случился в апреле 2020 г. из-за пандемии (минус 6,8%). Резкий рост отмечен в апреле 2021 г. (плюс 18,3%). А дальше развитие экономики напоминало качели: то больше, то меньше – совсем не характерно для КНР.
Если мы углубимся в историю, то подобных скачков китайская экономика не знала последние 10 лет. Да, рост ВВП постепенно замедлялся, но это нормально. Не может народное хозяйство прибавлять по 10% в год, даже если речь идёт о китайском тигре. Однако огромный размер экономики КНР позволяет сравнить её управление с большой машиной. Пока она едет плавно, без резких виляний, удержать можно. Но как только начинаются заносы и крены – жди беды.
Почему так происходит?
Понять причины замедления роста нетрудно: вспышка COVID-19 на фоне геополитической напряжённости. Проблемы сейчас у всех: в США и Японии – небывалая инфляция, в Восточном регионе – риск дефолта сразу в нескольких государствах (Пакистан, Шри-Ланка), у России – проблемы с импортом и экспортом из-за санкций. Было бы странно, если бы лихорадка мировой экономики не перекинулась на КНР.
Но у экономики Китая сегодня есть и свои проблемы. Двигатель экономики Поднебесной – строительство, и этот сектор переживает трудные времена. Отмечен рост безработицы по нескольким возрастным группам: главным образом – до 30 лет. На фоне коронавирусных ограничений и неопределённости сильно страдает малый бизнес. Как итог – аналитики предсказывают КНР пять, а то и десять трудных лет.
Что будет с Россией?
Традиционный вопрос – как трудности китайской экономики отобразятся на российской. Пока что КНР вытягивает РФ из возможной пропасти. Так, за 6 месяцев 2022 года объём торговли двух стран составил $80,6 млрд. Это на 27,2% больше, чем за такой же период прошлого года. Причём ирония в том, что и российская экономика помогает китайской оставаться наплаву.
В январе-июне 2022 г. начал расти экспорт из Поднебесной в Россию – на 2,1%, перейдя порог в $29,5 млрд. А импорт из РФ в КНР за тот же период времени вырос почти наполовину – до $51,1 млрд. Примечательно, что китайский экспорт в Россию в июне превысил 5 миллиардов долларов, а импорт почти дошёл до 10 миллиардов.
Ахиллесовой пятой экономики РФ остаётся продажа ископаемого сырья. Китай помог сгладить негативный эффект от санкций, нарастив закупки топлива, нефти, металлов. Но если в КНР начнётся падение ВВП, то и потребность в сырье снизится – это приведёт к снижению российского экспорта. Если же рухнут цены на мировых рынках, то объём продаж сохранится, а выручка – снизится кардинально. Оба варианта опасны.
Вторая большая проблема – обеднение импорта в Россию (официально – из-за проблем на заводах). Ведь РФ сейчас как никогда нуждается в современной электронике, автомобилях, запчастях, станках, оборудовании, упаковке… Западные рынки в этих секторах закрыты, а потребность никуда не делась.
Как США, так и Евросоюз призывают Китай присоединиться к санкционному давлению на РФ. Правда, в последнее время отказ от такой политики перестал сопровождаться угрозами. Но, надо полагать, КНР не откажется от российского рынка, а будет искать пути заполнить его. Ради своей экономики – в первую очередь.