Только ленивый не обсудил страшные новости об уходе значительной части мировых брендов с российского рынка. Мобильные телефоны, продукты питания, одежда и даже жидкость для посудомоек «приостановили» поставки – до лучших времён. Наступят ли они? Но россияне слишком привыкли к гаджетам Apple, шампуням G&G, акулам из IKEA и худи от Pull & Bear, чтобы отказаться от хорошего.
Говорят, что власти нашли ответ на массовый исход мировых брендов. Речь идёт об импорте, который раньше называли «серым», а сейчас – параллельным. Всего одно слово, но какая разница! Что же это на самом деле? Кто сможет воспользоваться прелестями ввоза товаров без разрешения правообладателя? Разбираемся с примерами.
Параллельный импорт: что это?
Чтобы понять всю глубину вопроса, нужно коснуться теории. Продукт – это не только физический объект (например, джинсы Levi’s), но и бренд. Последний можно закрепить за собой, зарегистрировав товарный знак (ст.1477 ГК РФ). Правообладатель получает свидетельство (Приказ Минэкономразвития от 20.07.2015 № 482), а вместе с ним – широкий набор прав.
Отныне никто не вправе использовать товарный знак без разрешения правообладателя. Если я выпущу самодельные джинсы с лейбой Levi’s, они будут изъяты из оборота как контрафактный товар. А владелец товарного знака (ТЗ) подаст на меня в суд исковое заявление и получит солидную компенсацию.
Но всё ещё сложнее! Если я привезу из США контейнер настоящих джинсов Levi’s и начну продавать их без разрешения правообладателя, то мою деятельность тоже могут приостановить. И вновь – иск, суд и компенсация. Вот почему легально купить Apple iPhone в России можно только в Apple Store, а съесть настоящий МакБургер – только в ресторане McDonalds.
Параллельный импорт – это разрешение на использование ТЗ без санкции правообладателя. Рушится сложившаяся система: производство, ввоз, реализация продукта – всё это существует «параллельно». Как это будет работать в реальности – вопрос. Но в теории продавец может либо ввезти товар, предназначенный для другой страны (польскую Ikea), либо выпустить собственный продукт (Abibas).
Почему раньше параллельный импорт был запрещён?
Согласно ст.1515 ГК РФ:
Если в 90-е годы было немало желающих «погреть руки» на чужих товарных знаках, то в последнее время тенденция сошла на нет (почти). Правообладатели научились выявлять нарушителей, а правоохранительная система – реагировать на нарушения. В 2014 г. усовершенствована уголовная статья за нарушение авторского права – ст.180 УК РФ, максимальное наказание по которой – лишение свободы на срок до 6 лет.
Получается, что в 2020 году до приговоров дошло 279 таких дел, а 6 человек даже получили реальное лишение свободы. Точных данных за 2021 г. мне так и не удалось увидеть, но отдельные примеры из практики встречаются.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2021 с ИП Р. в пользу АО «Ульяновский молочный завод» взыскано 847 тыс.руб. Предприниматель незаконно использовал товарные знаки № 69042 и № 652411 предприятия, за что был осужден по приговору суда по ч.1 ст.180 УК РФ. Сумма определена, как двукратный размер ущерба, на основании заключения эксперта.
Приговором мирового судьи от 22.02.2012 осужден И. по ч.1 ст.180 УК к наказанию в виде штрафа. Он незаконно использовал товарный знак «Адидас». В 2011 году по этой же статье осуждалась Ш. к штрафу. Она без разрешительных документов использовала ТЗ «Найк» и «Адидас». Приговором мирового судьи от 07.06.2017 П. признана виновной по ч.1 ст.180 УК, которая незаконно использовала товарные знаки «Шанель САРЛ».
На этом фоне сущей мелочью выглядит административная ответственность, предусмотренная ст.14.10 КоАП. Ею предусмотрен крупный штраф, а также конфискация предмета правонарушения. Нужно полагать, что параллельном импорте эти нормы перестанут работать. Или не до конца?
Подводные камни параллельного импорта
Кто же пострадает от того, что защита авторского права в России станет избирательной? На первый взгляд, только компании, которые ушли с рынка РФ. Но не всё так однозначно: пострадать может и потребитель. Есть две главных проблемы параллельного импорта:
- Качество товара. Потребитель не может быть на 100% уверен, что приобретает оригинальный товар.
- Сервисное обслуживание. Даже если фирменный продукт выйдет из строя, его гарантийный ремонт и профилактика – под большим вопросом.
Резюме. Что же такое параллельный импорт?
Итак, гражданским законодательством запрещён не сам «серый импорт», а незаконное использование товарного знака (ТЗ). По требованию правообладателя товар, на который нанесён его ТЗ, или схожий до степени смешения, признаётся контрафактным. Последние события говорят о том, что это правило могут упразднить.
Но не полностью: лишь в отношении тех иностранных компаний, которые необоснованно покинули российский рынок. И тут возникает вопрос: нормы авторского права упразднят для всех или только для своих? Друзьям – параллельный импорт, а врагам – ст.14.10 КоАП и ст.180 УК?
В теории, потребитель должен выиграть. Хотя Bershka, Zara, Skoda и Renault покинут рынок, продукция всё равно останется доступной. Ушлые коммерсанты ввезут любимую одежду, технику, продукты питания и электронику на отечественный рынок. На практике всё может оказаться не так однозначно… Как будет на самом деле? Покажет время.