В России банки за год передали коллекторам просроченные долги на 582 млрд рублей, что является максимальным показателем за историю наблюдений с 2013 года. Об этом сообщает РБК со ссылкой на данные Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) в пятницу, 23 апреля.
По сравнению с 2019 годом число новых долгов, которые передали коллекторам, выросло на 4,9% — до 8,4 млн ссуд. Объем рынка агентского взыскания в 2020-м вырос на 6,8%. В сегменте цессии — переуступки прав на взыскание — объем рынка в минувшем году упал на 22% — до 236,6 млрд рублей.
Отмечается, что на фоне роста проблемной задолженности банки стали активнее делиться частью долгового портфеля с коллекторами. Осенью 2020 года ассоциация зафиксировала, что кредитные организации стали передавать по агентской схеме более «молодые» долги. В ноябре НАПКА сообщала, что по итогам девяти месяцев того года доля кредитов с просрочкой до 90 дней выросла на 11% и достигла трети портфеля коллекторов. Участники рынка объясняли это сильной загруженностью внутренних служб взыскания финансовых организаций.
В ассоциации ожидают роста агентского портфеля в 2021 году, поступления на рынок долгов, которые образовались во второй половине прошлого года и с которыми банки сначала работали самостоятельно. В основном долги передаются коллекторам после наступления более 180 дней просрочки. В работу также будут передаваться и долги 2021 года. По прогнозам ассоциации, в этом году коллекторские агентства по договору с банками получат до 700 млрд рублей долгов.
Станислав Данилов, партнер коллегии адвокатов Pen & Paper, заявил «Известиям», что такой резкий рост проблемной задолженности, передаваемой коллекторам по агентской схеме, связан прежде всего с большой загрузкой самих банков — их служб, которые занимаются взысканиями и проблемными активами.
Он отметил, что банки передают задолженности коллекторам по двум моделям. Первая — это агентская схема, согласно которой банк продолжает быть кредитором, а коллектор оказывает ему услугу. Вторая — по цессии, когда банк полностью продает долг агентству и больше не имеет к нему отношения.
«Для банка разница в этих схемах существенна, поскольку при цессии он возвращает какую-то сумму в моменте и закрывает проблемный кредит, снимая с резервов блок с собственных средств. Для банка это меньшее из двух зол», — сказал юрист.
По его словам, передача по агентской схеме предполагает, что кредитная организация продолжает держать резервы. С экономической точки зрения это «не самое комфортное решение», которое можно объяснить «избытком ликвидности» или надеждой банка на то, что «в конечном итоге он получит денег больше, чем если бы он продал кредит».
Вероятнее всего, ростом рынка проблемной задолженности по агентской схеме руководят экономические причины и большая загруженность банков, которые и так не могут найти сотрудников, могущих адекватно работать по этим направлениям, считает Данилов.
«Что касается методов, здесь тоже преимущество на стороне коллекторов. Ровно по тем же самым причинам — у них есть штат, занимающийся убеждением и понуждением должников», — сказал он.
Юрист добавил, что банкам часто не хватает персонала, занимающегося «выстраиванием нормального диалога с должниками», да и такой диалог у них «редко получается, потому что они зачастую исходят из позиции «я кредитор, я дал взаймы и почему мне не возвращают».
У коллекторов же такой проблемы нет, поэтому они легче и быстрее находят язык с должниками.
Ранее в пятницу «Известиям» рассказали в Федресурсе, что в рамках внесудебной процедуры банкротства, запущенной осенью прошлого года, россиянам спишут 1,15 млрд рублей. Всего, по состоянию на вторую декаду апреля, упрощенную практику избавления от долгов проходят 3,3 тыс. граждан из 9,4 тыс. обратившихся. Остальным 6,1 тыс. заявителей отказали.
В начале апреля в НАПКА сообщили, что средний срок погашения россиянами просроченных обязательств по проблемным долгам вырос на три месяца, до 15 месяцев. В I квартале нынешнего года средний размер просроченной задолженности, по которой не вносятся платежи, вырос еще на 7,5%, до 137,6 тыс. рублей, что стало максимумом за четыре года.
В сентябре 2020 года аналитики рейтингового агентства АКРА рассказали о росте доли кредитных карт среди реструктурированных долгов россиян с 1 до 12% в августе.
В том же месяце стало известно, что просроченная более чем на 90 дней кредитная задолженность россиян на 1 сентября составила 1,007 трлн рублей, что на 22% больше, чем за аналогичный период 2019-го, и на 5,3% больше, чем в августе 2020-го.