м
Главная » ЭКОНОМИКА » Перемены в Судане как инстинкт самосохранения нации

Перемены в Судане как инстинкт самосохранения нации

Перемены в Судане как инстинкт самосохранения нации

В Судане власть сменилась без интервенции. И это дало возможность инстинкту самосохранения нации возобладать над хаосом, ведущим к разрушению государственности

Как в середине января проинформировал телеканал Al-Arabiya, армия Судана подавила вооруженный мятеж сотрудников оперативного управления разведывательной службы. В перестрелке погиб только один военнослужащий, семь получили ранения. Суданские власти после перестрелки закрыли международный аэропорт Хартума и воздушное пространство страны.

Председатель Суверенного совета Судана Абдель Фаттах аль-Бурхан заявил в интервью государственному телевидению страны, что все «мятежные районы», включая два нефтяных месторождения, теперь находятся под контролем военных, а 40 мятежников сдались

Министр информации Судана Фейсал Мохамед Салех поделился с Al Jazeera, что сотрудники разведки взбунтовались после того, как руководство спецслужб решило реформировать работу разведки.

Справка:

Без малого 42-миллионный Судан находится на востоке Северной Африки, гранича с Египтом, Ливией, Чадом, ЦАР, Южным Суданом (после его отделения в 2011 году), Эфиопией и Эритреей и имея выход к Красному морю. Добыча нефти в стране выросла с 1993 до 2011 года в 25 раз, и Судан стал крупным экспортером нефти. С 2011 года в стране неуклонно растет добыча золота. Основные импортеры Судана – ОАЭ, Китай, Саудовская Аравия, Индия, Египет. Россия входит в число основных стран – поставщиков. Несмотря на наличие богатых ресурсов и широкий спектр продукции аграрного сектора, при высокой инфляции уровень безработицы в Судане сейчас зашкаливает за 20%.

С 1899 до 1956 года обретения суверенитета страна находилась под совместным британско-египетским управлением. Ныне она занимает третье место в Африке по величине территории. Согласно временной конституции 2005 года, Судан является президентской республикой.

В декабре прошлого года суд Судана, проявив беспрецедентную для региона гуманность, сократил тюремный срок свернутому президенту страны Омару аль-Баширу с десяти до двух лет в связи с преклонным возрастом. Накануне ему исполнилось 75 лет. Приговор по делу о коррупции вынесен на специальном заседании суда.

При этом отбывать наказание бывший глава государства будет не в тюрьме, а в центре социальной реформы. Все средства, обнаруженные на счетах аль-Башира, конфискуют в пользу государства. После свержения аль-Башира в апреле этого года в ходе обысков в президентском дворце была обнаружена секретная комната. В ней хранились наличными 113 млн долларов в разных валютах.

Военные ищут общий язык с оппозицией

В августе 2019 года Военный совет Судана и оппозиционный альянс «За свободу и перемены» подписали Конституционную декларацию в Хартуме. Документ основывается на знаковом соглашении о разделе власти от 17 июля и предусматривает создание на трехлетний период совместного военно-гражданского правящего органа для наблюдения за формированием переходного гражданского правительства и парламента.

Перемены в Судане как инстинкт самосохранения нации

Лидер протестного движения Ахмед Раби и заместитель главы правящего Военного совета генерал Мохамед Хамдан Дагло подписали эту декларацию на торжественной церемонии, в которой приняли участие Африканский Союз и эфиопские посредники. Тысячи ликующих вышли на улицы суданской столицы, чтобы отпраздновать это историческое событие.

Когда армия разогнала 3 июня протестный лагерь возле штаба армии в Хартуме и погибли не менее 127 человек, это стало единственной вспышкой насилия после того, как военные в апреле прошлого года захватили власть в стране. Однако и июньский кризис Военному совету удалось преодолеть.

В начале прошлого года в Судане военные предусмотрительно и продуманно настаивали на мирном характере многомесячных массовых протестов, чтобы, как выяснилось, в итоге самим в подходящий момент сместить аль-Башира. При этом организаторы смены власти избежали характерного для подобных обстоятельств расслоения в среде военных и силовиков, чреватого началом кровопролития.

11 апреля первый вице-президент и министр обороны Судана Ахмед Авад бен Ауф сообщил об аресте президента и роспуске правительства. В стране был создан Военный совет во главе с бен Ауфом. Военнослужащие приостановили действие конституции, объявили о начале переходного периода, ввели чрезвычайное положение. На следующий день бен Ауф ушел с поста главы Военного совета. Его новым руководителем был назначен главный инспектор вооруженных сил, бывший начальник генштаба сухопутных войск страны Абдель Фаттах аль-Бурхан (с 21 августа 2019 года председатель Суверенного совета Судана, то есть де-факто глава государства).

Еще в апреле прошлого года на пресс-конференции в Хартуме лидеры альянса «За свободу и перемены» заявили о том, что на данном этапе не против дальнейшего функционирования сформированной военными для управления государством структуры и готовы ей содействовать.

Просчеты свергнутого президента

В период 30-летнего правления Омара аль-Башира происходила исламизация институтов власти, шла гражданская война в Южном Судане, закончившаяся государственной независимостью преимущественно христианского юга. Судан потерял часть нефтяных месторождений на территории Южного Судана. Из-за этого до переворота экономика Судана в целом слабела, что вызывало повышение цен не только на хлеб и топливо, но на большинство других жизненно важных товаров.

Перемены в Судане как инстинкт самосохранения нации

При аль-Башире произошли кровопролитный конфликт в Дарфуре, унесший жизни до 300 тыс. человек, и жестокое противостояние в Южном Кордофане. В 2008 году Международный уголовный суд выдал ордер на арест аль-Башира по обвинению в этнических чистках в Дарфуре. Однако Лига арабских государств и Африканский союз в тот период сочли это судебное решение неприемлемым.

В последние годы, приняв сторону Ирана в его противоречиях с Саудовской Аравией, аль-Башир дистанцировался от СА и от ОАЭ, что вызывало непонимание у большинства суданцев-мусульман, которые в основном сунниты, а не шииты. Ныне же саудовский король Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд предоставил новым властям Судана гуманитарную помощь, в том числе топливо, зерно и лекарственные средства.

Взаимовыгодные отношения с РФ вероятны

В 2017 году Омар аль-Башир встречался с президентом России Владимиром Путиным. Аль-Башир просил открыть российскую военную базу в районе города Порт-Судан. В день финала проходившего в России чемпионата мира по футболу аль-Башир приехал в Москву. Обсуждалась возможность поставок в Судан вооружений. Готовились контракты на добычу золота, природного газа, создание в Судане нефтеперерабатывающего завода и АЭС.

Перемены в Судане как инстинкт самосохранения нации

В то же время, согласно мнению российского востоковеда Евгения Османова, «аль-Башир был не столько пророссийским, сколько прагматичным политиком. Как и многие восточные и африканские деятели, он пытался играть на противоречиях и трениях Запада и России и поддерживал нас, пытаясь одновременно получить и некие преференции от Запада».

Не следует забывать о братоубийственных войнах, которые последовали в Ираке, Ливии и Сирии после свержения там первых лиц в результате откровенного вмешательства Запада. В Судане же власть сменилась без интервенции. И это дало возможность инстинкту самосохранения нации возобладать над беспределом и хаосом, ведущим к разрушению государственности. Ситуация там на сегодняшний день находится в русле трудной постепенной стабилизации и перевода происходящего в правовое поле.

Есть надежда: военные-прагматики, которые теперь у власти в Хартуме, смогут и в дальнейшем сохранить единство страны, а в ряду разно-векторных интересов взаимовыгодные отношения с Москвой.

Автор: Евгений Бень

Источник