Организация стран-экспортеров нефти существует уже больше 60 лет, и все эти годы следит за тем, чтобы цены на нефть не падали слишком низко. С 2016 года в договоренностях участвует и Россия – при этом формально не входя в ОПЕК. Мы расскажем немного об истории этого картеля, о его главных задачах и целях, а главное – о том, каким образом с ним сотрудничает Россия и что это дает стране.
Как создавали ОПЕК
С прошлого века нефть – стратегически важный ресурс, который во многом определяет вектор социально-экономического развития стран. Если в стране есть нефть и она дорожает – страна становится богаче и более влиятельной, и наоборот – если страна только покупает нефть, то в условиях высоких цен она должна подстраиваться под реалии рынка. Нефть дает не только топливо для автомобилей, это также авиационный керосин, мазут, битум (из которого делают дороги), производство всех видов пластика и резины.
Но это только в теории. На практике оказалось, что значительные запасы нефти в мире приходятся на слаборазвитые и совершенно не влиятельные страны – например, Венесуэлу, Экваториальную Гвинею или Нигерию. За некоторыми исключениями (Норвегия, ОАЭ, Саудовская Аравия и Катар), нефть пока не помогла добывающим ее странам добиться превосходства в экономике.
Иногда этому мешали слишком низкие цены. И чтобы получить возможность влиять на эти цены, несколько нефтедобывающих стран создали ОПЕК – организацию стран – экспортеров нефти (аббревиатура от англ. OPEC – The Organization of the Petroleum Exporting Countries). Эта организация должна была координировать нефтяную политику стран-участниц, чтобы стабилизировать нефтяной рынок.
Говоря проще, ОПЕК – это картель, в рамках которого участники сговариваются об определенном уровне добычи нефти. Основная их цель – обеспечивать постоянный небольшой дефицит предложения нефти, чтобы удерживать на нее спекулятивно высокие цены. И если на уровне государства картель – это нарушение антимонопольных правил, то в мировой торговле все по-другому.
ОПЕК была создана на конференции в Багдаде в сентябре 1960 года, тогда инициаторами стали пять стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. На тот момент они противостояли «Семи сестрам» – семи крупнейшим транснациональным нефтяным компаниям, которые буквально в одностороннем порядке снижали закупочные цены на нефть, чтобы сэкономить на налогах. Благодаря ОПЕК входящие в организацию страны получили возможность вести самостоятельную политику в части добычи нефти.
Это принесло свои плоды – благодаря тому, что контроль над месторождениями получили страны (а не международные компании), их добыча стала расти, как и влияние ОПЕК на мировой рынок. При этом ОПЕК – совершенно признанная организация, с официальными отношениями с ООН и другими организациями и штаб-квартирой в Вене.
Дальше влияние ОПЕК росло. В 1970-е годы мировой нефтяной рынок потрясли два кризиса: эмбарго на нефть из арабских стран и иранская революция 1979 года, от чего цены резко выросли, а потом – так же резко упали. И здесь была видна роль ОПЕК – договорившись о квотах добычи нефти, страны смогли удержать цены на нефть на приемлемом для себя уровне.
Состав стран-членов ОПЕК периодически меняется – например, в него входил, выходил и снова входил Габон, вошел и вышел Эквадор, вошла и вышла Индонезия, а Катар вообще отказался от фокуса на добыче нефти (сосредоточившись на газовом рынке). Сейчас в ОПЕК входят 13 стран:
Эти страны на данный момент контролируют 2/3 всех мировых запасов нефти, 35% ее добычи и примерно половину всего мирового экспорта. При этом в ОПЕК не входят США, Норвегия, Россия, Казахстан и некоторые другие страны с большой долей в мировой добыче.
Чем занимается ОПЕК
ОПЕК объединяет нефтедобывающие страны, а миссия самой организации – координация нефтяной политики среди входящих в нее стран. Цель работы ОПЕК – выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран-участниц. А в итоге – поддержание стабильных цен на нефть, стабильных ее поставок потребителям, определенный уровень отдачи от инвестиций в нефтедобычу.
Для этого дважды в год министры энергетики и нефтяной промышленности входящих в ОПЕК государств собираются для того, чтобы определиться с оценками международного рынка нефти и дать прогноз его развития. А главное – принять решения об изменениях объемов добычи нефти, исходя из спроса на нее на мировом рынке, и договориться о квотах для каждой страны.
К этому и сводится основная роль ОПЕК в современной нефтедобыче – на встречах министров страны-участницы просто договариваются о том, какие объемы нефти добывать в ближайшем будущем. Если на мировом рынке цены растут, ОПЕК может согласовать рост добычи, и наоборот – при снижении цен добыча снижается. Это делается для того, чтобы цены держались примерно на одном уровне – ведь у добычи есть определенная себестоимость, и когда цена приближается к ней слишком близко, страна ничего не зарабатывает на нефти.
История знает несколько один случай, когда ОПЕК серьезно вмешивалась в рынок, добиваясь выгодных для входящих в нее стран цен на нефть:
Однако больше известности ОПЕК принесла политика организации в последние годы.
ОПЕК+ и Россия
К середине 2010-х стало понятно, что существующий состав ОПЕК не включает многие страны, которые вносят свою долю в общемировую добычу нефти. Так в 2016 году возник формат ОПЕК+, в который вошли как страны ОПЕК, так и еще 11 стран вне картеля. И на этот раз в сделке участвуют:
И уже в рамках расширенного формата ОПЕК+ проводятся встречи министров, которые занимаются все тем же – согласовывают сокращение добычи нефти. Сделку периодически продлевали, потому что она давала нужный результат – с 2016 по 2019 годы нефть подорожала с 45 до 63 долларов за баррель. То есть, даже сократив добычу, страны могли заработать больше за счет более высокой цены (при том, что себестоимость добычи нефти не меняется).
Проблемы были – разные страны периодически отказывались выполнять условия соглашения, тогда их долю сокращения добычи приходилось брать на себя другим участникам.
Первым серьезным испытанием для формата ОПЕК+ стал 2020 год. Как известно, из-за начала пандемии коронавируса сначала в Китае, а потом и по всему миру были закрыты границы, отменены авиарейсы, а людей посадили на карантин. Из-за этого остановилась промышленность, а также катастрофически упал спрос на топливо (и, соответственно, на сырую нефть).
При снижении спроса и прежнем объеме добычи цены могли катастрофически обрушиться – если партнеры по ОПЕК+ не согласовали бы кардинальное сокращение добычи. И, как известно, сначала добиться соглашения не удалось, и сделка развалилась. Кто-то обвинял в этом российскую сторону, а российская объяснила развал сделки тем, что партнеры по картелю решили наращивать добычу и увеличивать долю рынка.
Развал сделки привел к самому жесткому ценовому шоку за всю историю нефтяного рынка – цена барреля нефти Brent в моменте падала ниже 16 долларов, а американская нефть WTI падала до отрицательных значений (потому что в случае с WTI продается физическая нефть, которую нужно куда-то вывезти).
Спустя месяц члены ОПЕК+ все же смогли договориться: они согласовали крупное сокращение добычи нефти – на 23% для всех стран, входящих в картель, с последующим сокращением этой цифры (так, чтобы за пару лет выйти на докризисные объемы добычи). Сейчас страны ОПЕК+ договорились добывать 7,93 миллиона баррелей нефти в сутки, причем до мая 2020 года они добывали 9,7 миллионов в сутки. Выйти на докризисные объемы добычи участники картеля намерены в сентябре 2022 года (если к тому времени не произойдет что-то экстраординарное).
Нужна ли России ОПЕК+
В ОПЕК и расширенный формат ОПЕК+ не входят США и Норвегия – которые оказывают достаточно существенное влияние на добычу нефти. Особенно сильно влияет на нее американская сланцевая нефть – ее рентабельно добывать при ценах выше 60 долларов за баррель, при этом скважины можно без проблем консервировать до лучших времен (с традиционной нефтедобычей все не так – восстановить добычу после приостановки крайне сложно).
Соответственно, действиями ОПЕК+ создаются выгодные условия для американских сланцевых компаний – пока страны-участницы картеля добровольно снижают добычу, цена на нефть растет. И как только это становится рентабельным, в США возобновляется добыча сланцевой нефти. При этом США в сделку вообще не входят – то есть, вправе вообще никак не ограничивать свою добычу. Правда, в апреле 2020-го США поддержали сделку, взяв на себя сокращение добычи на 250 тысяч баррелей, которое отказалась брать на себя Мексика.
Россия до сих пор полностью привержена сделке, заявил в начале 2022 года вице-премьер Александр Новак. По словам чиновника, потребление нефти в мире растет, а ОПЕК+ реагирует на это, разрешая наращивать добычу. И Россия выполняет все принятые на себя обязательства.
При этом Россия обеспечивает порядка 14% мировой добычи нефти – это часто ставит вопрос, а насколько необходимо участие в этой сделке для страны. Так, еще в 2019 году была дискуссия о том, что сделка себя исчерпала, а цены на нефть остаются стабильными и без сговора.
Тем не менее, в нынешних условиях большинство аналитиков сходятся во мнении, что сделка России нужна:
Так что Россия пока точно не покинет сделку ОПЕК+ и будет дальше согласовывать собственные объемы добычи с другими странами.