Банки в России могут столкнуться с угрозой блокировки счетов, потери ликвидности, банкротства, отзыва лицензий и нарушения банковской и государственной тайны из-за действия нового законодательства США, направленного на борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма. Об этом говорится в заключении юридического факультета МГУ на соответствующий американский закон NDAA. Заключение подготовлили по заказу Ассоциации банков России, сообщается на сайте организации во вторник, 29 июня.
В обсуждении участвовали представители Минфина, Банка России, МИДа, кредитных организаций, а также доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ Елизавета Лаутс и кандидат юридических наук Сергей Гландин.
Речь идет о законе, который вступил в силу в США в январе 2021 года. Тогда конгресс вопреки наложенному бывшим президентом Соединенных Штатов Дональдом Трампом вето принял закон об одобрении национальной обороны (National Defense Authorization Act, NDAA), усиливающий в том числе законодательство страны против отмывания денег. Теперь американские департамент юстиции и минфин могут требовать от зарубежных банков, имеющих корреспондентские счета в США, передавать фактически любую информацию о любых счетах, если кредитная организация не хочет потерять доступ к долларовому корреспондентскому счету. Также документ обязует юрлиц, зарегистрированных в США, раскрыть своих конечных бенефициаров.
В заключении АБР также отмечается, что требования закона NDAA распространяются на кредитные организации, которые имеют корреспондентские отношения с американскими банками. Эти банки могут получить запрос от американской стороны на предоставление любых сведений, записи и информации, если они относятся к проводкам по корреспондентскому счету американского банка или являются предметом расследования любого нарушения уголовного законодательства США.
«С учетом практики американских властей в отношении китайских банков у последних были запрошены карточки с образцами подписей, паспортов сделок по операциям, приходно-расходных книг, выписок о движении средств по счету», — указывается в заключении.
В МГУ добавили, что исходя из сложившейся практики в отношении китайских банков российским банкам, обслуживающим внешнеэкономическую деятельность, следует ожидать не более четырех запросов в год. Однако выбранный банком алгоритм работы с полученным запросом повлечет реализацию для кредитной организации некоторых рисков — от правового и репутационного до риска потери ликвидности. Последнее может произойти из-за блокировки корреспондентских счетов в американских банках или оттока внешнеторговых клиентов, отмечается в заключении.
РБК со ссылкой на соответствующий отзыв МГУ отмечает, что блокировка корреспондентских счетов в США ограничивает банки в трансграничных платежах в долларах США. Это грозит в том числе неисполнением денежных обязательств перед клиентами. Российское законодательство в этих случаях предусматривает санацию, банкротство или отзыв лицензии. По мнению специалистов, такой риск невысок для крупных банков и для финансовых организаций, в структуре операций которых объем платежей в долларах незначительный.
Подчеркивается, что требования Вашингтона идут вразрез с российскими законами о банковской, коммерческой и государственной тайне, согласно которым министр финансов или генеральный прокурор США не относятся к лицам, имеющим право на ее получение. Из-за нарушения банковской тайны высока вероятность применения мер со стороны Банка России, в том числе штрафа в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала.
Самый крупный риск, связанный с разглашением гостайны, затрагивает сведения, касающиеся государственного оборонного заказа. В данном вопросе в России предусмотрено уголовное наказание с лишением свободы.
В ходе дискуссии представители кредитных организаций предложили Минфину и ЦБ в рамках межведомственного диалога разработать алгоритм действия для банков, которые могут получить запрос на предоставление информации от американских властей. Также было предложено делегировать право на взаимодействие с государственными органами США российскому госоргану власти, например Центробанку или Росфинмониторингу.
Кроме того, АБР подготовит предложения по минимизации рисков его применения для представления в органы власти.
АБР полностью разделяет обозначенные риски и видит в них «громадную угрозу», заявил агентству вице-президент ассоциации Анатолий Козлачков.
15 июня правительство России внесло в Госдуму законопроект, который запрещает российским банкам предоставлять другим странам данные о клиентах и их операциях.