Если возникает необходимость обсуждать дела в банковском секторе России, то без цифр не обойтись. Поэтому все использованные данные – это данные Банка России, обработанные и представленные универсальным рейтинговым агентством «РИА Рейтинг» (на 26.12.2019).
Динамика активов российских банков
Нам сообщают, что прирост активов всех российских банков в номинальном выражении составил 2% с января по ноябрь 2019г., что существенно меньше по сравнению с 2018г. (+8%) и 2017г. (+5%). Однако, реальный прирост активов был больше: 3,7% в 2019г. (в 2018г. — 4,7%, в 2017 году — 5,9%).
По оценке специалистов «РИА Рейтинг», декабрь 2019г. должен быть тоже благоприятным для активов российских банков: ожидается рост в номинальном выражении на 0,5-0,8%, а в реальном выражении – 1,5-1,7%. Это позволяет рассчитывать на рост активов по итогам всего 2019г. по номиналу на, примерно, 2,5%, а в реальном выражении – на 5%.
Прирост активов – это хорошо: банки не только сумели привлечь больше денег, но и разместили их (без учета резервов) – выдали больше кредитов, купили ценные бумаги, иностранную валюту. Для корректной оценки итога роста активов банков следует сопоставить указанные цифры с динамикой кредитов, портфелей ценных бумаг и иностранной валюты (основные возможности использования банками полученных денежных средств).
По поводу номинального и реального выражения роста активов банков: мы можем только догадываться, что скрывается за этими терминами. Почти наверняка, реальный прирост – это «живые» деньги.
В целом, динамика данной характеристики (рост активов всех российских банков в реальном выражении) позволяет говорить о положительном развитии (состоянии) всего банковского сектора.
Кредитование бизнеса
Отмечается, что, одновременно с ростом активов банков в 2019г. был зафиксирован рост кредитования экономики («юрики»): по данным Банка России, за период с января по ноябрь года кредитование экономики выросло на 6,7% (+8,2% в реальном выражении).
Рост кредитования экономики превышает рост активов банков: возможно, произошло перераспределение активов – сократились портфели ценных бумаг, объемы иностранной валюты (надо смотреть данные Банка России). В целом, тренд благоприятный.
С точки зрения привлечения денежных средств российскими банками, отмечается сравнительно небольшой рост притока средств «юриков»: объем средств на счетах предприятий за 11 месяцев 2019 года номинально снизился на 1,5%, в реальном выражении – вырос на 1,2% (в 2018г. — +2%). А «физики» активнее несли свои деньги в банки в 2019г.: за январь-ноябрь их вклады увеличились на 4,0% (в 2018г. — на 4,5%).
Динамика средств «юриков» может объясняться улучшением финансового планирования на российских предприятиях: средства находятся в обороте. Что касается ресурсов населения, то рост объема вкладов, в сочетании с падением их доходности (до уровня 5-6% годовых), показывает, что население не видит пока иной возможности размещения ресурсов (рынок ценных бумаг не понятен и пугает, хотя, по данным РБК, уже более 4 млн. россиян на нем присутствуют).
Рекордные показатели чистой прибыли
В соответствии с данными «РИА Рейтинг», за 2019 год банковский сектор России может получить более 2 трлн. рублей чистой прибыли: это будет лучший результат в новейшей истории российского банковского сектора (в 2018г. объем чистой прибыли составил 1,3 трлн. Рублей). Если прогнозы по чистой прибыли подтвердятся, то результат 2019г. будет равен суммарному объему чистой прибыли за 2017 и 2018г.г.!
Такой результат может объясняться хорошей хозяйственной деятельностью крупных (государственных) банков, сокращением резервов из-за перехода на новые стандарты отчетности и сокращением убытков у «плохих» банков (как правило, банков на санации). Но, по моему мнению, успешное использования финтех крупными российскими банками тоже повлияло на хороший финансовый результат.
Чистка «плохих» банков
Что касается «плохих» банков, то за период с 1 января по 26 декабря 2019г. было отозвано 28 лицензий у кредитных организаций и НКО, а 47 организаций добровольно сдали Банку России свои лицензии (в 2018 году отозваны лицензии у 60 банков, 17 банков сдали их сами, а 2017 году – 51 и 12 соответственно).
Такая динамика сокращения количества кредитных организаций объясняется очередным повышением требований к капиталу банков и переход Банка России к использованию двух видов лицензий (базовая лицензий и универсальная лицензия).
Суммарный объем активов банков, у которых Банк России отозвал лицензии, в 2019 году, по оценкам специалистов «РИА Рейтинг», составил только 118 млрд. рублей: в 2018 году эта характеристика была более 0,5 трлн. рублей, а в 2017 и 2016 г.г. — 1,21 и 1,24 трлн. рублей соответственно.
Лишение лицензий для банков приводит к завершению их хозяйственной деятельности, выявлению их реальных активов, сопоставление этих активов с их обязательствами. Важно, что «физики», имевшие депозиты в этих банках, получают их обратно от (ограничение – не более 1,4 млн. рублей, включая проценты) Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и оказываются перед выбором: что делать с этими деньгами. А так как выплаты вкладчикам по страховым случаям делают крупные государственные банки (ПАО «Сбербанк», ПАО «ВТБ», «Газпромбанк»), то решение вкладчиков становится очевидным: они размещают свои деньги в надежных госбанках. Т.о. значительная доля активов банков, «потерявших» лицензии «перетекает» в госбанки.
Основные тренды в банковской системе
Специалисты «РИА Рейтинг» отмечают следующие основные тренды в банковской системе России в 2019 году:
Относительная стабильность
Сложно выделить какие-либо ситуации, которые существенно влияли бы в 2019г. на финансовое состояние, устойчивость банковской системы России (что подтверждается количественно материалами Банка России). Однако, снижение доходности вкладов (реакция на снижение ключевой ставки Банка России) и снижение стоимости кредитования, продолжающийся рост потребительского кредитования, введение Банком России коэффициента предельной долговой нагрузки заемщика сильно повлияли на «жизнь» российских банков.
Это может свидетельствовать о том, что политика Банка России по исключению из банковской системы «плохих» банков дает свои результаты. Так же это свидетельствует о высоком качестве денежно-кредитного регулирования Банка России, создании и укреплении надежного «ядра» банковской системы России в виде крупных госбанков. Безусловно, данные соображения требуют количественного подтверждения.
Антиинфляционная политика
Антиинфляционная политика Банка России в 2019г. оказалась весьма эффективной, что обеспечило «энергичное» снижение инфляции. В результате уровень инфляции в 2019 г. году оказался существенно ниже прогнозов конца 2018г. и начала 2019г. Это позволило Банку России пять раз снизить ключевую ставку в течение одного года (одно снижение было даже 0,5 процента, а за полгода ставка была снижена на 1,5 процента — до 6,25%).
Таким образом, реализуется долгосрочная программа Банка России в области денежно-кредитной политики: таргетирование инфляции, т.е. поддержание инфляции около уровня в 4% сопровождается снижением ключевой ставки, как следствие, снижением стоимости кредитов для «физиков» и «юриков». Объем выдаваемых кредитов должен увеличиваться – подтверждается ростом потребительского кредитования. Что касается кредитования предприятий – надо анализировать данные Банка России, коммерческих банков (прежде всего – крупных госбанков), чтобы понять, что пока сдерживает рост данных кредитов.
По мнению специалистов «РИА Рейтинг», ключевая ставка может быть снижена Банком России до уровня ниже 6% (при относительно стабильной инфляции), что должно привести к дальнейшему снижению доходности вкладов и стоимости кредитов. А положительная динамика экономического роста может ожидаться во второй половине 2020г.
И все это происходит в условиях действующих санкций США и стран ЕС!!
Ввод коэффициента предельной долговой нагрузки
С 1 октября 2019 года Банком России был введен коэффициент предельной долговой нагрузки. Сущность данного коэффициента в том, что, чем больше потенциальный заемщик-физическое лицо платит по уже полученным кредитам в месяц, тем выше резервы должен создавать банк, который планирует выдать ему новый кредит. Т.е. такие заёмщики становятся «не интересными» банкам. Это – пример экономического регулирования Банка России, являющегося «ответом» на высокие темпы роста потребительского кредитования прошлых лет. Статистика Банка России показала, что данная мера подействовала: за октябрь и ноябрь 2019г. произошло определенное замедление кредитования населения. Это позволяет рассчитывать на то, что проблема роста просроченной задолженности банков не будет обостряться.
Как следствие, перед банками возникает задача перераспределения ресурсов, выбора наиболее эффективных активных операций: кого кредитовать? Или покупать ценные бумаги?
Эффективная хозяйственная деятельность банков
Хозяйственная деятельность российских банков в 2019г. оказалась весьма эффективной: объем чистой прибыли российской банковской системы может превысить 2 трлн. рублей. Конечно, есть возможность провести финансовый анализ отчетов крупных банков и попытаться выявить причины этого успеха. Можно еще раз отметить сокращение убыточных банков, переход на новые стандарты отчетности (сокращение резервов) и то, что снижение процентной маржи было компенсировано ростом комиссионных доходов банков.
По моему мнению, финтех повлиял тоже: расходы крупных банков сократились, выросла их рентабельность.
Активность российского фондового рынка
Российский фондовый рынок в 2019г. стал активно конкурировать с российскими банками за деньги вкладчиков. Выросли в цене облигации, а индекс РТС показал самый большой рост. Число физических лиц, открывших брокерские счета, по итогам 2019г. должно превысить 4 миллиона! В целом, альтернативные способы сбережения (страхование жизни, ИИС, брокерские счета, ПИФы и другие) развиваются очень быстро. Есть все основания полагать, что в 2020 году эта тенденция продолжиться (на фоне снижения доходности вкладов банков): все большее число физических лиц будет вкладывать свои средства в фондовый рынок.
Поэтому те российские банки, которые еще не предлагают соответствующие услуги, должны поторопиться!
Укрупнение госбанков
Крупные российские госбанки (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и др.) стали еще крупнее. Как уже отмечалось, они получили средства вкладчиков банков, которые потеряли лицензии Банка России. Можно считать, что это хороший, правильный тренд: крупные госбанки активно внедряют финтех, сокращают затраты, связанные с содержанием большого количества физических отделений – банковский бизнес «ушел» в интернет и в «карман» клиента (гаджеты и девайсы). Повышается эффективность крупных банков. Создаются экосистемы банков (Сбербанк), что сейчас является мировым трендом и должно, в будущем, обеспечить конкурентоспособность российских банков в мире.
И крупные банки имеют возможность выдавать большие кредиты на большой срок!
Данный тренд соответствует успешному опыту Китая: в списке самых крупных банков мира, первые четыре – китайские «политические» банки (их активы – от 3 до 4 трлн. Долларов США).
В заключении …
Небольшое резюме для т.н. «участников» российских банков:
- Население (физические лица) – доходность вкладов падает, надо идти на фондовый рынок… Но есть народные ОФЗ – обещают доходность за 3 года более 10%! Как следствие, есть вероятность оттока вкладов из банков.
- Предприятия. Кредиты дешевеют, расходы на финансирование хозяйственной деятельности сокращаются… Можно ожидать экономический рост – если будут покупать продукцию и услуги!
- Государство. Крупные госбанки могут финансировать крупные проекты – надо их готовить!
На комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.
Время ответа: 33 минут