Криптовалюты будут запрещены в качестве средства платежа, но останутся инструментом для инвестиций
Поделиться
Противостояние между Минфином и ЦБ вышло на законодательный уровень. Ведомство Антона Силуанова представило правительству свой законопроект о регулировании криптовалют. В нем предлагается создать реестр криптобирж и проводить тестирование граждан на знание основных положений этого рынка. Но Банк России подготовил собственный проект закона, где предложил ввести полный запрет обращения криптовалюты и даже штрафы для нарушителей до 1 млн рублей.
Спор между Минфином и ЦБ по крипторынку идет не первый месяц. Еще в ноябре прошлого года Минфин и Минэнерго выступили с предложением приравнять майнинг к предпринимательству и регламентировать порядок уплаты налогов. Однако Банк России уже тогда выступил категорически против появления в стране «денежных суррогатов», используемых в теневой экономике и не поддержал позицию правительства.
Новый виток баталии между ведомствами развернулся в январе, когда Центробанк в своем докладе открыто заявил, что единственным выходом из ситуации считает полный запрет криптовалюты в России, и приравнивает этот рынок к финансовой пирамиде. После чего уже представители Минфина вынуждены были срочно заявить, что придерживаются другого мнения. В ходе пресс-конференции 11 февраля о жесткой позиции по отношению к крипторынку снова напомнила глава Банка России Эльвира Набиуллина. И буквально через несколько дней появился соответствующий законопроект. Но и Минфин времени не терял и подготовил свой план решения криптовалютной проблемы, правда, уже с оглядкой на позицию ЦБ. В частности, ведомство предлагает запретить использование цифровых валют в качестве средства платежа на территории РФ. В рамках регулирования цифровые валюты рассматриваются исключительно в качестве инструмента для инвестиций. Предлагается создать специальный реестр операторов, которые могут заниматься их оборотом. Иностранные криптобиржи для получения лицензии должны будут зарегистрироваться в России. Для любой операции с криптовалютой нужно будет пройти идентификацию, ввод и вывод криптовалюты от клиента оператору и наоборот будут возможны только через банки с использованием банковского счета. Перед покупкой криптовалюты гражданам придется проходить онлайн-тестирование, которое проверит их знания о специфике и рисках этих операций. Биржи и обменники будут обязаны вести реестры с указанием адресов — идентификаторов каждого обладателя цифровых валют.
Продолжающиеся межведомственные баталии разделили и экспертов на два лагеря. Одни поддерживают регулятора, другие видят больше пользы в подходе Минфина. «Я считаю, что Минфин сделал правильный шаг к изменениям, — считает преподаватель кафедры управления информационными процессами РАНХиГС Галина Савченко. — Полный запрет криптовалюты в стране может сильно отразится на тех, кто так долго вкладывался в майнинг-фермы и учился на этом зарабатывать. Это может привести к оттоку специалистов в этой области в другие страны. Думаю, что легализация в данном случае будет намного уместнее».
Любопытно, что и среди действующих майнеров нет однозначного мнения по поводу инициатив Минфина.
«Я не планирую платить налог, слишком много расходов, помимо него: НДС, свет, рискованность вложений в криптоактивы, — рассказывает Евгений Р., 20-летний безработный москвич, для которого майнинг не первый год является главным источником дохода. — Завтра мои активы могут сгореть или, наоборот, улетят в небо: при каком курсе я должен платить налог, если я не вывожу криптовалюту с кошелька и жду, пока она вырастет? А как в таком случае поступать с геймерами, которые в тихую майнят после того, как поиграли? Их же закон тоже должен касаться. Вообще, считаю, что нужно либо установить порог вывода без налогообложения, либо вообще забыть Минфину эту тему, как страшный сон». Если же будет ситуация как с иноагентами, которые даже не могут обжаловать свой статус, то стоит задуматься о том, чтобы «уходить в лес» или переезжать в другую страну, где налогов вовсе не будет, заявил молодой майнер.
Валерий М. занимается добычей крипты уже больше года. Его майнинг-ферма только недавно себя окупила и начала приносить стабильный доход. В месяц у него выходит около 25 тыс. рублей прибыли от нее. Параллельно он ещё работает, а майнинг создавал исключительно для пассивного дохода. Его мнение кардинально отличается от точки зрения Евгения. «Инициативы Минфина оцениваю положительно, в отличие от того же ЦБ, который предложил полный запрет на криптовалюту, — сказал мужчина. — В случае регулирования, я считаю, нужно использовать различные методы: стоит дать больше свободы для каждой группы людей, а не просто разделять их на квалифицированных или неквалифицированных, и тем самым создать разные условия для целых групп инвесторов».
При этом в российском мире майнинга есть еще и третий лагерь – скептики. Их не устраивает ни одна из предложенных концепций. «Законопроект Минфина по какому-то недоразумению называемый «регулированием», по сути, уничтожает всю криптоиндустрию в России, — говорит Сергей Менделеев, исполнительный директор InDeFi Smart Bank. — Два главных тезиса — о необходимости ведения всех криптотранзакций и ограничении порога инвестирования для неквалифицированных инвесторов в кииптовалюты — делают невозможным продолжение работы в правовом поле. Я лично не собираюсь выполнять эти бездумные требования. И уж молчу о том, что многим долларовым миллионерам в крипте нет еще 18 лет, и для них прохождение квалификации в принципе невозможно. Радость испытывают только профессиональные участники, которые уже потирают руки в предвкушении увеличения процента за риск в сделках по криптофиатным операциям». Менделеев не видит вообще разницы между позициями ЦБ и Минфина. При этом у Банка России есть «козыри на руках»: регулятору удавалось больше года торпедировать развитие инфраструктуры на базе закона о цифровых финансовых активах, ровно так же он будет мешать нормализации оборота крипты даже в минфиновском варианте закона, уверен эксперт.
Правительство РФ
ЦБ РФ — Банк России
Эльвира Набиуллина
Россия