м
Главная » ЭКОНОМИКА » Легализация параллельного импорта: что это значит для потребителя и для бизнеса?

Легализация параллельного импорта: что это значит для потребителя и для бизнеса?

Легализация параллельного импорта: что это значит для потребителя и для бизнеса?

Артём Васильев

Легализация параллельного импорта: что это значит для потребителя и для бизнеса?

В России был снят запрет на параллельный импорт товаров – теперь, чтобы ввезти товары по определенной номенклатуре, импортер не обязан запрашивать разрешение у правообладателя. Такой механизм может смягчить удар от торгового эмбарго, но существуют достаточно серьезные риски. Чем грозит параллельный импорт бизнесу и как рискуют конечные потребители – рассказываем в нашем материале.

Что такое параллельный импорт и зачем он России

После событий февраля 2022 года из России ушли сотни иностранных компаний, а многие прекратили поставки своей продукции. Кроме того, значительная номенклатура импорта оказалась недоступна непосредственно из-за санкций – эти товары просто запрещено ввозить в Россию. На фоне этого в России образовался отчетливый дефицит импорта – косвенным признаком этого можно считать излишне укрепившийся рубль (ведь валюту раньше скупали импортеры, балансируя рынок).

И если без спортивной одежды Adidas или батончиков Mars прожить можно, то блокировка технологического импорта ударила по России гораздо сильнее. Власти нашли решение этой проблемы – разрешив параллельный импорт товаров.

Параллельный импорт – это ввоз в страну продукции без согласия правообладателя. То есть, не собственника самого товара (им становится импортер), а владельца торгового знака. С 2002 года параллельный импорт в России был запрещен – и ввезти продукцию конкретного бренда можно было, лишь имея письменное разрешение от правообладателя.

В обычном режиме работает это все через Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности:

  • в реестр внесены сотни тысяч товарных знаков, и у каждого есть правообладатель и уполномоченное лицо (представитель в России);
  • при попытке ввезти товар с товарным знаком из ТРОИС нужно предоставить разрешение от этого уполномоченного лица;
  • если разрешения нет, таможня задерживает партию на 10 дней. За этот срок представитель правообладателя должен ответить на запрос таможни – разрешает он ввоз партии или нет. Если не разрешает – партия отправляется обратно;
  • если товарного знака нет в ТРОИС, таможня не запрещает ввоз, но закон все равно не разрешает продавать товар внутри России без разрешения правообладателя.
  • Система достаточно надежно защищала страну от контрафакта (который в небольших количествах все равно находил дорогу). Но в условиях санкций многие правообладатели объявили об отказе от российского рынка. То есть, при попытке ввезти товар в Россию легально, представитель компании-владельца товарного знака просто не выдаст разрешение (а многие компании вообще закрыли свои представительства в России).

    Часть продукции, которую теперь нельзя ввезти легально, заменить внутри страны нечем. И чтобы не парализовать экономику, в России разрешили отступать от существующих правил – фактически запустив параллельный импорт продукции.

    То есть, параллельный импорт не означает, что в Россию разрешили ввозить контрафакт – просто по некоторым наименованиям импортер теперь может не запрашивать разрешение у владельца товарного знака. Естественно, что сам товар должен быть приобретен за рубежом легально – контрафакт в России никто не разрешал.

    Что в итоге разрешили в России?

    Попытки разрешить параллельный импорт в России делались уже давно – например, чтобы можно было ввозить в Россию автозапчасти под оригинальными брендами, не переплачивая за это официальным дилерам. Тогда идея не получила дальнейшего развития, но в 2022-м параллельный импорт все же разрешили.

    Важно, что это не тотальное снятие ограничений – власти отменили запрет выборочно. С 29 марта из-под запрета выведен импорт ряда товаров – это сделано через постановление правительства, а перечень утвердил Минпромторг. В этом перечне указано, товары по каким кодам товарной номенклатуры ВЭД каких брендов можно ввозить в Россию по механизму параллельного импорта:

  • часть товаров привязана к брендам. Например, разрешен параллельный импорт «умных» часов только брендов Apple, Acer, Samsung, Motorola, Sony – часы других брендов легально завезти уже не получится;
  • часть товаров можно ввозить под любыми брендами за указанными в списке исключениями. Например, это косметические средства за исключением марок Garnier, L’Oreal Paris, Vichy, и многих других. Это нужно, чтобы в Россию не попадала продукция, выпущенная по требованиям к другим странам (где процедуры сертификации и требования по качеству и безопасности отличаются от российских);
  • часть товаров можно ввозить под любыми брендами без исключений – там, например, упоминается одежда, обувь и некоторые другие категории.
  • А уже в июне Госдума приняла законопроект, который защищает российские компании, которые ввозят товары без разрешения от правообладателя, от ответственности за это (гражданской, административной, уголовной).

    Следующая инициатива (пока не принятая) – обязать маркетплейсы, которые продают ввезенные через параллельный импорт товары, делать такую отметку в карточке товара. То есть, Ozon, Wildberries или «Яндекс.Маркет» могут заставить писать, был товар ввезен официальным дистрибьютором или без его одобрения.

    Как оказалось, это не лишено смысла – параллельный импорт может принести неприятности конечному потребителю.

    Что можно купить в России и каковы риски

    Параллельный импорт окончательно легализовали только в 20-х числах июня, но торговые сети объявили о начале поставок товаров в обход разрешений правообладателей еще раньше. На данный момент несколько компаний заявили, что купить продукцию из категории «серого» импорта можно будет у них:

    «Связной» будет ввозить так смартфоны от Samsung и Apple, а также игровые приставки PlayStation, Xbox и Nintendo;

  • в «М.Видео-Эльдорадо» пока рассматривают варианты с такими поставками;
  • маркетплейс «Яндекс.Маркет» планирует самостоятельно ввозить продукцию иностранных брендов – в том числе технику для кухни и компьютерную технику (но об этом заявлялось неофициально);
  • компания Ozon тоже будет организовывать параллельный импорт собственными силами – в том числе в категории «тяжелого люкса»;
  • в Wildberries пока официально не объявляли о старте закупок по механизму параллельного импорта, но могут начать это делать при возникновении дефицита в конкретных категориях (но основной объем и так ввезут сторонние продавцы площадки).
  • То есть, российские компании будут использовать механизм – но официально об этом пока говорят немногие (возможно, компании просто опасаются попасть под санкции или получить претензии от правообладателей вне российской юрисдикции).

    И уже в июне 2022-го стало известно о первых проблемах у покупателей «серых» гаджетов. Как оказалось, около 20% смартфонов Samsung, ввезенных в Россию через параллельный импорт, в России и с российской сим-картой активировать невозможно. Проблема достаточно серьезная:

  • Samsung может блокировать все устройства, выпущенные для рынков Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии, Китая (поставленные в страны ЕАЭС смартфоны в России работают без проблем);
  • служба поддержки компании предлагает активировать устройство в той стране, в которой он был приобретен. Другой вариант – вставить в смартфон сим-карту страны, где устройство было куплено официально (подходят и туристические сим-карты);
  • в теории разблокировать смартфон можно в официальном сервисном центре. Это потребует заплатить 5000 рублей и подождать две недели, пока компания пришлет в сервисный центр региональный код разблокировки.
  • Возможно, проблема связана с тем, что Samsung не принимал решения об уходе из России – компания продолжает поставки и не останавливала сертификацию новых устройств.

    Однозначного решения этой проблемы нет – купить такой «серый» гаджет сейчас можно и в официальном розничном магазине. Поэтому лучше проверять покупку прямо в магазине, не терять чек и сразу просить заполнить гарантийный талон.

    Что касается гарантии, то за нее в случае параллельного импорта будет отвечать продавец – торговая сеть. И так как ремонтировать или менять товар продавцу придется за свой счет, цены на ввезенные через «серый» импорт товары могут оказаться на 15-20% выше, чем в официальной рознице.

    Что об этом думает бизнес

    Параллельный импорт нужен, в первую очередь, бизнесу – автодилерам, строительным компаниям, розничной торговле, и т.д. За счет этого механизма будут пытаться, в том числе, компенсировать нехватку критического импорта – технологий.

    Например, директор по развитию компании «Спортивный сервис» Николай Галдин рассказал нам, что на одном из объектов компании нужно специальное оборудование, которое невозможно купить где-либо, кроме как в Финляндии. Решать вопрос планируется, купив его частным образом и ввезя в Россию – но параллельный импорт мог бы это упростить. Также он будет актуален и для закупки спортивного оборудования, говорит эксперт:

    Параллельный импорт целесообразно использовать с точки зрения удовлетворения разовых потребностей в приобретении оборудования и профессионального инвентаря для занятий большим спортом. Например, есть потребность в уникальных ракетках, клюшках, аналогичные в России не производятся и в ближайшее время производиться не будут. Для этого необходимо новое оборудование и технологии. Но нецелесообразен параллельный импорт спортивного инвентаря в массовом сегменте — все заменяется, все уже производится в России.

    Позволит ли параллельный импорт сэкономить? Нет, системно не позволит даже в целом по отрасли, поскольку многое дешевле произвести в России. Но в каких-то индивидуальных случаях, о которых уже говорилось выше, — удается сэкономить значительные деньги. В Европе рынок производства материалов для спортивных объектов поделен между монополистами. Дилеры «держат» цены, что не всегда оправдано качеством, зачастую — только монополистским положением на рынке. Если удастся наладить параллельный импорт по определенным группам спортивных товаров, то от этого конечный потребитель только выиграет.

    Николай Галдин, директор по развитию ООО «Спортивный сервис» в составе группы компаний «Лидер» (занимается строительством спортивных объектов).

    То есть, для бизнеса параллельный импорт – это вопрос не столько экономии, сколько вообще возможности ввезти оборудование и технологии, которые официально попасть в страну не могут.

    С другой стороны, бизнес не видит рисков монополизации при легализации «серого» импорта. Об этом рассказал Александр Костров из компании «Российско-Турецкое торговое партнерство». По словам эксперта, в перспективе стратегия России – заменить импорт на аналоги, но в текущей перспективе гораздо важнее смягчить последствия торговых эмбарго и оптимизировать логистику. И для этих задач параллельный импорт оказался более чем актуален.

    Источник