м
Главная » ЭКОНОМИКА » Ценникам не прикажешь: хлеб, лук и картошка подорожают

Ценникам не прикажешь: хлеб, лук и картошка подорожают

Прямая связь с бедностью. Ценники циничны. Всегда. Но в 2020 году, как считают некоторые экономисты, их цинизм может зашкаливать. Кто виноват в ожидаемом росте цен на самые ходовые продукты питания?

На традиционный вопрос экономисты на этот раз дают нетрадиционный, по-своему логичный, но все равно ошеломляющий ответ. Начинается он, впрочем, вполне по учебнику. Цены — результат игры спроса и предложения.

А вот дальше следует весьма своеобразная иллюстрация к портрету российского общества, значительная часть которого — Росстат последний раз насчитал 19,2 млн человек — живет ниже черты бедности, которую официально проводит прожиточный минимум.

Но сначала остановимся на том, что российское общество не часто видит свой портрет без ретуши. Бедные, в отличие от разного рода персонажей, самоназвавшихся «гламурными мерзавцами», крайне редко попадают в прицел телекамер, они вообще на окраине. На окраине общественного внимания, на окраине политики, в том числе и социальной, на окраине жизни. Они в резервации.

То, что они есть, известно. Как известно и то, что их число, по официальным данным, сокращается. На том, что это происходит крайне медленно, внимание и граждан, и политиков не заостряется. Президент Владимир Путин проблему знает и регулярно делает заявления о том, что ее надо решать.

Но на практике никаких новых решений не предлагается. Возможно, что-то изменится после президентского Послания, которое, как анонсировал сам Путин, будет в значительной мере посвящено борьбе с бедностью, но полной уверенности нет. Чиновники — большие мастера бюрократических игр, которые заменяют реальное продвижение в решении любых проблем.

Но какая связь между бедными, которых в России недопустимо много, и ценами на хлеб и картошку? Прямая. Осенью 2019 года Росстат опубликовал данные очередного социологического опроса.

Главные цифры: в первом квартале 2019 года денег на еду и одежду хватало 49,2% российских семей, во втором квартале таких было 49,4%. В первом квартале 2019 года 15,2% российских семей сообщили, что их финансовые возможности позволяют приобрести только продукты питания. Во втором квартале 2019 года доля таких семей опустилась до 14,1%.

Конечно, можно утешиться тем, что бедных, а если не кривить душой, то нищих семей становится меньше. Но считать успехом социальной политики тот факт, что половине, если не больше, российского населения (с учетом того, что бедным семьям свойственна многодетность) доходов хватает только на еду и одежду, по меньшей мере стыдно.

Но повернемся к ценам. Если денег хватает только на еду и одежду или вообще только на еду, то что вы будете покупать? Правильно, что подешевле. А отсюда мостик к ценам на картошку и хлеб перекидывается без труда.

Информагентства распространяют мнения экспертов, которые сводятся к тому, что обеднение населения ведет к росту спроса на дешевые продукты питания и, как следствие, к их удорожанию. В первую очередь это касается хлеба, выпечки, яиц, дешевых овощей и фруктов.

Директор центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда, например, предупредила, что подорожать могут овощи открытого грунта — картофель, морковь, лук, свекла. Как и хлеб, добавляет главный научный сотрудник Россельхозакадемии академик РАН Виктор Драгавцев.

Пенсионерке в Сибири увеличили пенсию на 1 рубль 10 копеек

Источник