м
Главная » ЭКОНОМИКА » Россиян предупредили о скором подорожании иностранного вина

Россиян предупредили о скором подорожании иностранного вина

Экология и логистика подкинут цены на заокеанские дары Бахуса на 30%

Поделиться

В 2023 году вина из Чили, Аргентины и других стран Нового Света подорожают примерно на треть. Настолько же может сократиться их доля на российском рынке, и без того весьма скромная. В основном ситуация связана с усложнением логистики, при этом отечественные производители не смогут воспользоваться шансом и заместить выпавшие объемы импорта – из-за острой нехватки собственных виноградников и виноматериалов.

В первом квартале крупнейшие поставщики вин в РФ среди государств Нового Света – Чили, ЮАР и Новая Зеландия – снизили объемы ввоза на 19%, 32% и 30% соответственно. Похоже, в будущем году этот тренд усилится из-за новых требований Международной морской организации (IMO) по сокращению выбросов CO2. Что, в свою очередь, чревато снижением скорости доставки контейнеров морем и ростом цен на логистику на 5-10%, отмечают в виноторговой компании Fort. С начала текущего кризиса вина Нового Света ввозятся в Россию главным образом через порты Турции и Грузии. А вообще, сложности с поставками из дальних точек мира начались еще в пандемию и усугубились с уходом из РФ части транспортных компаний в марте. Проблемы связаны также с отказом многих банков проводить платежи из России.

Весной 2022 года ограничения по экспорту на страновом уровне наложили США и Австралия (на всю винодельческую продукцию), а также все члены ЕС. Но европейцы ввели запрет только на поставки вина дороже €300 за бутылку (это лишь около 1% от совокупного импорта). Между тем, практически половина потребляемых вин в России – импортные. В первой пятерке стран-поставщиков – Италия, Испания, Грузия, Франция и Португалия, совокупно на них приходится почти две трети импорта тихих вин, в 2021 году составившего 282,6 млн литров.

«Вина Нового Света занимают в общем объеме импорта лишь около 10-12%, — говорит директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя («ЦИФРРА») Вадим Дробиз. – Основной их потребитель – российский средний класс, точнее, небольшая его часть. Конечно, цены вырастут, поскольку транспортировка из этих стран в Россию подорожала чуть ли в три раза. Да, неприятно, да, это бьет по бизнесу и ограничивает свободу потребителя. Однако масштаб проблемы не столь уж велик, учитывая долю этой продукции на внутреннем рынке РФ».

Что будет с курсом доллара, неизвестно: сегодня он колеблется в пределах 60-65 рублей, а к концу года вполне может вырасти до 75-80. Но этот теоретический, более высокий курс, по словам Дробиза, уже заложен в сегодняшнюю цену импортных вин. Соответственно, никакие грядущие скачки валют не повлияют на их стоимость: все будет зависеть от ситуации с логистикой. Что касается российских производителей, их продукция (в среднем ценовом сегменте) по своему качеству зачастую не уступает столовым винам из Чили, Аргентины или ЮАР.

«Но проблема в том, что в стране острейший дефицит сырьевой базы — виноградников и виноматериалов, и в этом году мы почти наверняка сократим производство тихих и игристых вин, — рассуждает Дробиз. – Все просто: чтобы заместить импорт, нужно собирать больше своего винограда. Впрочем, высококачественных, элитных вин мы изготовим в больших объемах, и они частично заместят импортные того же ранга».

По словам президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, продукция Нового Света будет продаваться по ценам на 30% выше текущих, вот и все дела. «Сколько привезут, столько и реализуют, просто на треть дороже. Никаких других изменений на рынке я не ожидаю», — лаконичен Попович.

Устранить зависимость от импорта в винодельческой отрасли пока не удается. Более того, ставится под сомнение оперативное выполнение задачи, предложенной в середине июля в рамках конкурса Минсельхозом, по созданию концепции развития экспорта российского вина. Все последние годы около 50% саженцев для винограда ввозилось в Россию из-за рубежа, в частности, из питомников во Франции, Австрии, Германии. И пока государство не решит вопрос с замещением саженцев, будет высаживаться меньше виноградников. При этом большая часть отечественных питомников завязана на иностранном оборудовании, которое поставлялось из Европы, а перспективы в условиях разрыва связей с ЕС по всем направлениям не ясны. В самой России нет современного машиностроения для виноделия. По оценкам экспертов, в полной мере заместить импорт можно, но не раньше, чем через пять-десять лет. Для этого потребуется посадить около 100 тысяч гектаров новых виноградников.

Аргентина
Россия
США
Франция
Германия
Австрия
Новая Зеландия
Италия
Турция
Испания
Грузия
Португалия
Австралия

Источник