Поделиться
Многих российских предпринимателей в той или иной степени затронули происходящие сдвиги в мировой торговле, связанные с переориентацией товарных потоков, сменой привычных логистических коридоров и ограничениями при проведении экспортно-импортных операций. В некоторых отраслях процессы проходят вполне успешно, но где-то работа идет совсем не быстро. Российские экспортеры и эксперты Института экономики роста им. П.А. Столыпина рассказали «МК» о текущих отношениях с торговыми партнерами, а также о том, что нужно поменять в системе развития внешних связей и поддержки экспорта.
– В одночасье воссоздать выпавшие цепочки сбыта и поставок невозможно. Крайне важно сохранить имеющихся у отечественных производителей зарубежных партнеров.
И здесь бизнес упирается в логистические ограничения. Например, в результате санкционных ограничений существенно возросла стоимость, а зачастую стала просто невозможной доставка контейнеров до Латинской Америки и Индии. В этом отношении требуется оперативная помощь государства по организации независимых контейнерных линий, курсирующих напрямую между Россией и нужными нам континентами без захода в фидерные европейские порты. Ни один частник в настоящих условиях без существенной поддержки государства организовать подобную контейнерную линию будет не в состоянии. Внешнеэкономическая деятельность сейчас сопряжена с постоянным поиском новых форматов, партнеров и направлений сотрудничества, – говорит председатель «Деловой России» Алексей Репик. По его словам, в настоящий момент идет бурный рост взаимодействия со странами СНГ. «Российские компании более пристально присматриваются к интеграционным процессам на евразийском пространстве. Возрастает роль межгосударственных объединений, таких как БРИКС и ШОС. Важно продолжать развивать логистическую и финансовую инфраструктуру с этими странами, создавать благоприятную для российских экспортеров регуляторную среду», – считает Репик.
Вместе с тем развитие экспорта в условиях санкций – это возможность обеспечить конкурентоспособность автопрома в будущем, подчеркивает директор по экспорту «Группы ГАЗ» Леонид Долгов. Сегодня в отрасли планируется создание импортозамещающих производств компонентов. Их окупаемость будет зависеть от объемов сбыта, и внутреннего рынка для этого явно недостаточно. «У ГАЗа уже организованы поставки в 45 стран мира. Основные объемы и выручка идут из Азии, Африки, Латинской Америки. Эти рынки не закрылись, мы продолжаем там работать, и у нас там большой потенциал роста. У отрасли есть все шансы для экспортного рывка. Для этого экспорт должен стать частью новой стратегии развития отрасли, с поддержкой на уровне государства», – отмечает он.
Резюмируя все выше сказанное, можно сделать вывод, что российский бизнес борется за новые рынки, но в то же время ищет способы задержаться на старых.
Однако в перспективе российской системе поставок продукции за рубеж все равно нужен совершенно новый контур, который станет стабильной основой для жизнедеятельности отечественных экспортеров. Но для этого необходим целый комплекс эффективных мер. Для того чтобы через пару лет наладить бесперебойный поток товаров в другие страны, государству предстоит решить вопросы, связанные с экспортным финансированием, логистикой, каналами расчетов и торговыми условиями с новыми партнерами.
Если говорить о логистике, то, эксперты убеждены, надо развивать Восточный полигон железных дорог. Это касается и ремонта самого полотна, и увеличения
скорости на проблемных участках, и организации прямого контейнерного сообщения с конечными точками назначения в Китае, Вьетнаме, в Индии и в Пакистане. Должно быть ускорено и технологизировано таможенное оформление, организована четкая работа мультимодальных маршрутов. Для товаров с высокой степенью переработки необходимо понизить тариф на перевозки. Также должны появиться морские операторы мирового масштаба с российской или дружественной пропиской. То есть отечественная логистика должна выйти на самый высокий уровень. Это, кстати, напрямую связано и с импортозамещением.
Собеседники «МК» подчеркнули важность грамотного распределения ресурсов по поддержке экспортной деятельности. Это не только вывоз продукции из России.
Речь о содействии государства в организации производственных центров отечественной продукции в новых странах-партнерах. Разумеется, для реализации за рубежом проектов российских компаний обрабатывающего сектора понадобятся инвестиционные кредиты, а также компенсация расходов предприятий, реализующих проекты экспортных и импортозамещающих производств оборудования, компонентов и материалов, в размере 90% фактически понесенных расходов. По мнению экспертов, дополнительно необходимо расширение программ экспортного кредитования, страхования рисков (в том числе политического характера), ускоренного возмещения НДС, а также финансовая и организационная поддержка при сертификации российской продукции на внешних рынках.
Также целесообразно заключение межправительственных соглашений со странами, не поддержавшими антироссийские санкции, с целью координации и интенсификации совместной работы с отечественными предприятиями по налаживанию поставок критического импорта и развитию экспорта.
Желателен переход на расчеты в национальных валютах, но экспортеры не всегда знают, как с ними работать. С этой точки зрения стоит гармонизировать платежные системы с новыми ключевыми торговыми партнерами. Другой эффективной мерой может стать понятный и надежный механизм расчетов на базе цифрового рубля, сопряженного с другими мировыми валютами, заключают специалисты.
ШОС
БРИКС
Деловая Россия
Россия
Китай
Индия