Пока итоги выборов президента США остаются лишь условными, а в самих штатах не утихает борьба за власть, мы со своей стороны уже можем сделать кое-какие выводы. И они могут оказаться неожиданными – ведь оказывается, в США все не так идеально, как нам казалось. Тут и престарелый президент с признаками деменции и ядерной кнопкой, и непонятная система выборов, оставшаяся от предков. Но повторят ли Соединенные штаты судьбу СССР, или это все же перебор?
Похоже, да не похоже
На улицах Вашингтона, Нью-Йорка и Лос-Анджелеса национальная гвардия, сторонники Джо Байдена – в следственных изоляторах, а кому не хватило места – просто в «обезьянниках», сам Байден сбежал, ну, например, в Канаду и оттуда брызжет ультиматумами сохранившему таким образом власть Трампу…
Вот такая картинка. Была бы, если бы происходило всё это не в США.
Из всего этого лишь национальная гвардия действительно на улицах. В остальном – с одной стороны всё так же, как в Минске или в Бишкеке, взаимная ненависть оппонентов, погромы, жёсткость правоохранителей, отрицание результатов выборов. С другой стороны – инициаторы всей этой вакханалии спокойно сидят в своих кабинетах или встречаются с избирателями, заваливают суды исками или, наплевав на то, что до официального принятия власти ещё далековато, уже строчат государственного масштаба указы.
Ну как указы – пока что типа просьбы к губернаторам…
Reuters информирует:
«В Джорджии намерены вручную пересчитать бюллетени, полученные во время президентских выборов в Соединённых Штатах. Об этом сообщил госсекретарь штата Брэд Раффенспергер. Ранее Дональд Трамп неоднократно заявлял о нарушениях в ходе голосования и подал судебные иски в ряде штатов. На данный момент СМИ приписывают победу Джо Байдену, однако действующий глава Белого дома не исключает, что ситуация может измениться. По мнению экспертов, судебные процессы и пересчёт голосов действительно могут в какой-то мере повлиять на итоги выборов.
«Учитывая небольшой разрыв, потребуется вручную полностью пересчитать все голоса в каждом округе», излагает Раффенспергер.
Байден, однако, уже объявил себя избранным президентом Соединённых Штатов, пообещав оправдать возложенные на него надежды и быть «президентом для всех американцев», вне зависимости от того, голосовали они за него или нет.
Трамп также утверждает, что выигрывает выборы. Он сообщил о «сотнях тысяч голосов, которые нельзя было учитывать»:
«Никто не хочет сообщать о том, что штаты Пенсильвания и Мичиган не допустили наших наблюдателей за выборами и/или подсчётом голосов ни на выборы, ни на подсчёт голосов. Из-за этого были учтены сотни тысяч голосов, которые нельзя было учитывать. Таким образом, я с лёгкостью выигрываю в обоих штатах», – написал пока ещё действующий глава Белого дома в Twitter.
По словам Трампа, он получил 72 миллиона голосов – «больше, чем любой действующий президент в истории США».
Это сейчас так заведено стало в странах – светочах демократии и тех, кто туда стремится: как выборы – так погромы. Похоже, эти два метода самовыражения в США и в государствах, с ними прелюбодействующих, имеют все шансы стать синонимами. При этом в пропитанных Соросом и набитых печеньками а-ля Нуланд «молодых демократиях» чем дальше, тем плачевнее всё будет оканчиваться.
Результаты предварительные – мнения вассалов окончательные
Удивительно вот что. Лишь 15 декабря официально будет объявлено о победе того или иного кандидата в президенты США. Лишь в этот день можно будет – по всем правилам приличия – поздравлять новоизбранного или выражать соболезнования проигравшему, если кто пожелает. Однако клевреты уже столпились в приёмной, толкаясь и перекрикивая друг друга, соревнуясь в том, кто подобострастнее поздравит демократа Байдена. Ненависть к Трампу столь всеобъемлюща? Или, дождавшись нового хозяина, клевреты спешат первыми урвать его лучезарную улыбку – вдруг удастся конвертировать?
Зарубежные политики уже начали поздравлять Байдена с победой.
Одним из первых был премьер-министр Канады Джастин Трюдо. Байдена поздравил и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что их «долгие и теплые личные отношения» с Байденом длятся уже 40 лет и назвал кандидата в президенты «большим другом Израиля».
В Турции поздравила Байдена с победой лишь оппозиция – Реджеп Тайип Эрдоган пока молчит. «Надеюсь на усиление турецко-американских отношений и нашего стратегического альянса», – заявил лидер оппозиционной Народно-республиканской партии Турции Кемаль Кылычдароглу.
Байдена поздравила также оппозиционер, бывший кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская. Она назвала прошедшие в США выборы «настоящей гонкой идей, программ и команд» и выразила надежду, что «новоизбранный президент США скоро встретится с честно избранным президентом новой свободной Беларуси». Во как.
Победу Байдена признал и президент Венесуэлы Николас Мадуро. Мадуро можно понять: уж его-то Трамп не просто оскорбил – не признал президентом Венесуэлы.
Свои поздравления в Twitter выразил и президент Франции Эмманюэль Макрон.
Премьер-министр Бельгии Александр Де Кроо написал, что рекордная явка в США демонстрирует динамику американской политической жизни и демократии. Дипломатично.
Глава британского правительства Борис Джонсон назвал победу Байдена и Харрис исторической и понадеялся на будущую совместную работу по вопросам климата, торговли и безопасности.
От лица канцлера Германии Ангелы Меркель Байдена поздравил ее пресс-секретарь Штеффен Зайберт.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг дал понять, что «рассчитывает на очень тесное сотрудничество с избранным президентом Байденом, избранным вице-президентом Камалой Харрис и новой администрацией», чтобы в дальнейшем продолжить укрепление связи между Северной Америкой и Европой.
Мэр Лондона Садик Хан заявил, что победа Байдена и Харрис заслуженная, и написал, что «пора вернуться к строительству мостов, а не стен».
И, наконец, Владимир Зеленский – куда ж без него. Этот взахлёб, сумев опередить другого такого же, из Закавказья, с некоторым даже укором на прошлую холодность Белого Господина выдал: «Украина с оптимизмом смотрит в будущее стратегического партнерства с Соединенными Штатами. Наша дружба становится только крепче!»
Глава грузинского правительства Георгий Гахария ненамного от него отстал: назвал Байдена «давним другом» страны, написал «С нетерпением ждём дальнейшего усиления стратегического партнёрства США – Грузии». У обоих – стратегическое партнёрство с США. Райтер, что ли, один… Ну, эти в своём стремлении посмачнее прогнуться всегда торопятся. А вот пересчитают голоса – опять конфуз выйдет, как в своё время при проигрыше Клинтонши?
Что не так с выборами в Евразии
Точнее, в бывших союзных республиках. Здесь всегда чрезмерно драматично. Тихановская объявила себя победителем – и сбежала, чтобы не присесть надолго. А президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков поначалу подписал указы об отставке премьер-министра, правительства и главы Генштаба ВС. Позже ввёл режим ЧП в Бишкеке. А потом и сам ушёл в отставку.
Об Украине и говорить надоело – варево в этом котелке, похоже, ещё долго будет пузыриться и время от времени брызгать. Правда, побеги президентов там, видимо, уже не практикуются. Впрочем, всё впереди, нет?
В Беларуси государство оказалось сильнее соросячьего влияния, несмотря на его, этого влияния, всё же действенность. Пошатнуть позиции установившихся политических реалий удалось – но довести до конца не получилось. До этого на Украине – получилось, и в Киргизии получилось. В Карабахе – с прицелом на полный развал Армении – тоже получилось бы, но мы вмешались. Поначалу-то Пашиняна усадили в кресло премьера, а бывших – на нары.
Примеров драматичности политической, так сказать, борьбы в Евразии, точнее, в новоявленных государствах – бывших частичках СССР, – множество, только вспоминай. И везде почти одинаковость: выборы, несогласие с их итогами оппозиции, уличные беспорядки, смена власти, антироссийский курс. И везде за всем этим маячат полусгнившая рожа венгерского финансиста и звёздно-полосатый фон.
В чём разница? Почему везде выгорело, а в Беларуси – нет?
Есть версия.
В Беларуси государство. Успевшее за время правления Лукашенко состояться. Хорошая, плохая – но государственная власть.
Ну не станет ведь в самом деле та же Тихановская всерьёз утверждать, что Александр Григорьевич удержался лишь благодаря русским танкам! Впрочем, утверждать – не мешки ворочать…
В большинстве же других так называемых государств, возникших на пепелище Союза – лишь малозначительные колонии с холопами вновь приобретённых господ в руководстве, сами себя таковыми и воспринимающие, несмотря на патриотичную риторику. Вот почему сотня-другая вопящих и бьющих витрины раздолбаев может легко поменять власть в этих колониях – государств там нет.
Что не так с выборами в Штатах
А в метрополии (для территорий-клевретов), несмотря на кучу пострадавших в результате уличных беспорядков – смена власти, по сути, лишь номинальна. Никаких кардинальных изменений в политике США не происходит уже много-много лет – просто, потому что они, Штаты, эту политику в мире и определяют. Точнее, там определяют, где силёнок хватает. Беспорядки лишь пришлись на момент выборов и к самим выборам особого отношения не имеют. К чёрному расизму имеют, но это – тема для иного разговора.
А поменяется в Штатах вот что – не сразу, но поменяется, США ведь тоже состоявшееся государство, там худо-бедно процедуры политических изменений отработаны и не критичны для существования привычных институтов. Поменяется избирательная система, вот это – прогноз, который обязан сбыться.
Потому что избирательная система в «Светоче демократии» всё больше напоминает то же самое в Советском Союзе годов этак начала восьмидесятых.
«Избирательная система США сама по себе архаична, неоправданно сложна и непрозрачна. Пандемия коронавируса, из-за которой рекордное количество людей голосовало дистанционно, вскрыла эти недостатки. Избирательный штаб Трампа и его соратники заявили о рекордном количестве махинаций… Американские выборы так сложны для понимания – иногда даже для самих граждан США», пишет Джессика МакГоуэн (Jessica McGowan) в англоязычной версии RT:
«Одной из главных отличительных особенностей американской демократии является так называемое непрямое голосование. Это значит, что победитель на выборах президента определяется не всенародным голосованием, а коллегией 538 выборщиков, представляющих все штаты США – пропорционально населению того или иного субъекта.
Для победы кандидату нужно набрать не менее 270 голосов выборщиков, при этом совсем необязательно становиться победителем всенародного голосования. Например, в 2016 году сам Дональд Трамп набрал необходимое количество голосов выборщиков, но уступил Хиллари Клинтон по количеству голосов граждан.
Эта система была сформирована в начале XIX века для того, чтобы в Соединённых Штатах с весьма неоднородной на тот момент плотностью населения власть не была сконцентрирована в руках жителей крупных городов. Однако со временем это привело к тому, что исход выборов решается в нескольких ключевых штатах, успех в которых может обеспечить тому или иному кандидату победу».
Джессика МакГоуэн отмечает в своей статье, что «за последние десятилетия в США не раз поднимался вопрос о том, что институт коллегии выборщиков препятствует демократическому волеизъявлению».
Что ж, ещё пара десятков лет – и система изменится. Или рухнет – как в своё время в нашей стране, неожиданно, незаметно и вдруг – всеобъемлюще. С катаклизмами, до сих пор отзывающимися трагедиями во всём мире.
У эксперта нашего издания, к. э. г, доцента кафедры финансового менеджмента РЭУ им Г.В.Плеханова Аяза Алиева прошедшие в США выборы вызывают «неоднозначные» впечатления:
Неоднозначные впечатления. Олицетворение демократии показало истинную американскую демократию. США вроде как олицетворяющее демократию и продвигающую ее во всем мире показало всем как на самом деле можно делать когда на кану стоит вопрос руководства не только страной, но и по сути тон мирового развития.
Если бы в любой другой стране прошли бы такие выборы, США уже обсуждали вопрос введения санкций. Особенно если бы это касалось России, Ирана и иных ярых противников США. Те же выборы в Беларуси, по сути аналогия. Только Запад не совсем был доволен выборами в Минске, а вот в США многих устроило.
Вашингтонские старцы
В своё время Запад посмеивался над руководителями Советского Союза, точнее, над их возрастом. Изобрели даже термин – «Кремлёвские старцы». Сейчас впору поменять вектор: старцы всё больше в Вашингтоне заседают. В XVIII веке средний возраст среднестатистического американского президента – примерно 47 лет. В XIX веке – около 50-ти, как и в среднем в начале века XX. А во второй половине прошлого века проявилась тенденция, которая больше не менялась: начиная с Буша-старшего президентов моложе 70 уж и не было. Может, это из-за увеличившейся там продолжительности жизни? Если так – то Боже, храни Америку! Жизнь-то стала длиннее, а мозги у людей стареют, как и триста лет назад. Не надо теперь удивляться борьбе американских сенаторов за демократию в африканской стране Лимпопо…
Фред Хегген (Fred Heggen), психиатр, напрямую общавшийся с «Сонным Джо», как Байдена называют на родине, утверждает: «Когнитивное расстройство наблюдается у Джо Байдена уже давно. Сомнений быть не может: у него старческое слабоумие.
Я помню, как ещё в начале президентской кампании Байдена начал замечать за ним разные мелочи – забывчивость, оговорки, ляпы, агрессию. Он раз за разом попадал впросак и злился»…
Старец со слабоумием и пальцем на ядерной кнопке… Они там в Штатах взбесились, что ли? Или плевать на существование планеты – лишь бы не Трамп, он либералов не любит?
А нам всё равно… Или нет?
В последние годы всё чаще проводят прямые аналогии происходящего нынче в США с тем, что происходило в СССР перед его распадом. Об этом говорят и серьёзные политологи, и вангующие астрологи, и просто социологи. Например, Йохан Галтунг, норвежский социолог, известный тем, что предсказал распад СССР, много лет назад предвидел и развал США, который, по его мнению, случится в 2020 году.
Одна из возможностей
А вот политолог-американист Рафаэль Ордуханян напоминает в интервью Федеральному агентству новостей, что еще в 1980-е годы вопрос о распаде СССР тоже «выглядел наивно»:
«Однако страна распалась на части за несколько дней, хотя тогда не было пандемии и убийств со стороны милиции (по аналогии с США). Сейчас идея о распаде США звучит неправдоподобно. Тем не менее, в нынешней ситуации при некомпетентности и дилетантизме власти это возможно. В СССР было 15 республик, а в США 51 штат, вот на них и может распасться страна».
С одной стороны, распад США – мечта части россиян, южноамериканцев и почти всего Ближнего Востока, уж слишком зарвались в своей наглости и высокомерии североамериканцы. С другой – мировой порядок может просто не выдержать ещё одной, подобной развалу СССР, геополитической катастрофы, с учётом того, что на США завязано огромное количество финансовых и политических констант всего мира, не говоря уже о втором по величине – после нас – ядерном арсенале.
Вот почему при всей внешней привлекательности возможного распада североамериканского государства россиянам даже «всё равно» быть не должно. Мало ли что на смену придёт…