Минфин с 28 февраля обязал российских экспортеров продавать 80% валютной выручки, что должно было поддержать рубль. Теперь на фоне стабилизации курса национальной валюты эта доля снижена до 50%
Минфин России объявил о смягчении требования об обязательной продаже экспортной выручки в иностранной валюте. Теперь экспортеры обязаны продавать 50% валюты вместо 80%, сообщается на сайте ведомства.
«Сегодня в Минфине России подкомиссией правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России принято решение снизить уровень обязательной продажи экспортной выручки в иностранной валюте, предусмотренной указом № 79», — говорится в сообщении.
Свое решение министерство объяснило стабилизацией курса рубля и «достижением достаточного уровня ликвидности в иностранной валюте на внутреннем валютном рынке».
После начала военной операции на Украине и последующих западных санкций Минфин с 28 февраля обязал российских экспортеров продавать 80% валютной выручки, поступившей на их счета, в течение трех рабочих дней. Эта мера должна была поддержать рубль.
В конце апреля ЦБ увеличил срок продажи выручки для экспортеров несырьевого неэнергетического сектора, а также разрешил им продавать валюту на счета своих уполномоченных банков.
Позднее глава Центрального банка Эльвира Набиуллина предложила отменить обязательную продажу части валюты для несырьевых экспортеров, а для сырьевых снизить долю валютной выручки до 50%.
Скажется ли это на рубле
Рубль на решение Минфина существенно не отреагировал. Утром в понедельник, 23 мая, доллар стоил около 58,5 руб., а к закрытию торгов, то есть уже после объявления Минфина, курс составил 57,9 руб.
«Смягчение немного должно снизить давление на рубль, хотя этот эффект может быть ограничен. Конверсия может остаться высокой в силу того, что нужно выполнить рублевые обязательства (в том числе доля налоговой нагрузки на нефтяной сектор составляет свыше 60% к выручке), плюс есть и другие рублевые обязательства», — рассуждает экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец.
Фундаментального влияния на курс быть не должно, особенно с учетом того, что продажа валютной выручки растянута во времени, говорит экономист Райффайзенбанка Станислав Мурашов. «Мне кажется, что Минфин попытался «пощупать» чувствительность рубля к небольшим изменениям», — полагает он. Но добиться спроса на валюту на том же уровне, что до кризиса, будет сложно, предупреждает эксперт: ЦБ не проводит валютные интервенции на открытом рынке, нет на нем и нерезидентов. Также не стоит забывать, что в газовом сегменте, где расчеты теперь проводятся в рублях, продается фактически 100% валютной выручки.
«Плюс ко всему сами компании не особо заинтересованы в том, чтобы держать большие объемы валюты: капитальные затраты порезали, большая долларовая подушка — риск попадания под санкции», — добавляет Мурашов. Об этом же говорит и Донец: «Поэтому рубли в российской системе держать легче при прочих равных, чем валюту вне российской банковской системы».
Решение Минфина «говорит о растущем дискомфорте властей от укрепления рубля», написал в обзоре директор по инвестициям «Локо-Инвест» Дмитрий Полевой.
«Мы не уверены, что мера позволит сильно ослабить рубль: по оценкам ЦБ, в 2021-м без каких-либо ограничений экспортеры продавали 78% выручки, поэтому снижение лимита до 50% может дать им больше свободы. Если потребность в продаже валюты будет выше 50% (налоги, рублевые расходы), но компании будут ждать более выгодный курс, то волатильность курса может еще больше возрасти», — отмечает он.
Материалы к статье
Авторы
Теги
Источник