В правительстве зафиксировали замедление роста цен на продукты с 7,6% в марте до 6,6% в апреле. Все еще требуют особого внимания цены на яйца, гречку, хлеб, подсолнечное масло и сахар, решили чиновники
На совещании, которое провел первый зампред правительства Андрей Белоусов, чиновники обсудили ситуацию с ценами на продовольственные товары, говорится в сообщении на сайте правительства.
По состоянию на 4 мая за год рост цен на продовольствие замедлился до 6,6%, в марте этот показатель был равен 7,6%. По итогам апреля цены на плодоовощную продукцию выросли на 1%. В правительстве сообщили, что это «существенно ниже традиционной динамики в этом сегменте».
«Особого внимания все еще требует ряд позиций, в том числе яйца, гречневая крупа, пшеничный хлеб и подсолнечное масло, сахар», — говорится в сообщении.
В правительстве отметили, что кроме мер оперативного реагирования на ситуацию с ценами применяются и экономические инструменты регулирования: льготные кредиты для производителей сахара на закупку свеклы, субсидии мукомолам и хлебопекам.
«Кроме того, в настоящее время завершается формирование зернового демпфера, приняты решения относительно демпфера по подсолнечному маслу и семенам подсолнечника», — сообщили в правительстве.
Накануне премьер-министр Михаил Мишустин, выступая перед депутатами Госдумы с отчетом о работе правительства, назвал жадность некоторых производителей и торговых сетей одной из причин роста цен на социально значимые продукты. «И здесь важно сказать еще об одной причине, почему растут цены. Это жадность отдельных производителей и торговых сетей», — сказал премьер.
При этом Мишустин напомнил, что «у правительства достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе во всех сферах». Премьер пояснил, что из-за низких процентных ставок в мире выросла инфляция, цены выросли в том числе и на продукты питания. «Многие предприниматели, не желая терять выгоду, подняли внутренние цены вслед за мировыми», — отметил премьер и пояснил, что правительство для сдерживания цен применило гибкий подход, сделав выбор в пользу экономических инструментов.
«Мы за то, чтобы наши производители зарабатывали на экспорте, но не в ущерб интересам главных своих покупателей, которые живут в России», — резюмировал глава правительства.
В феврале 2021 года агентство Bloomberg отнесло Россию к так называемым горячим точкам по росту цен на продукты. В этот список вошли также Бразилия, Нигерия, Турция и Индия — крупнейшие страны со средним уровнем дохода населения, жители которых тратят на еду большую часть потребительской корзины.
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в январе мировые цены на продовольствие достигли максимума за шесть лет. К этому привели возросший спрос со стороны Китая, уязвимость цепочек поставок продуктов и неблагоприятные погодные условия. Старший научный сотрудник Института мировой экономики Петерсона Каллен Хендрикс тогда заявил, что последствия роста цен на продукты будут длиться дольше, чем пандемия коронавируса, и «выйдут за ее рамки».
По мнению экспертов Bloomberg, введение тарифных квот на экспорт зерновых и установка предельных цен на ряд продуктов могут спровоцировать рост инфляции. В Минэкономразвития позже заявили РБК, что аналитика агентства носит спекулятивный характер. Ведомство указало, что вместе с Росстатом и Федеральной налоговой службой ведет мониторинг цен на продукты, что позволяет своевременно отслеживать, как колебание мировых цен и их рост влияют на стоимость продовольствия в России. «Правительство сосредоточено в целом на экономических инструментах, чтобы снижать влияние роста мировых цен на внутренние, а также на адресных мерах поддержки производителей в регионах», — добавили тогда в министерстве.