В свете экономических санкций, введенных против России в 2022 году, зачастую становится невозможным полное или частичное исполнение договора. Пострадавшая от санкций сторона ищет возможность избежать ответственности за неисполнение договора или расторгнуть договор. Российские предприниматели обращаются в Торгово-промышленную палату (ТПП) за выдачей заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по внутрироссийским контрактам.
Что может считаться форс-мажором?
Торгово-промышленная палата России, свидетельствующая обстоятельства непреодолимой силы, относит к таковым:
К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены обстоятельства, составляющие предпринимательские риски, такие, в частности, как: нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, обстоятельства, вызванные финансово-экономическим кризисом, изменение валютного курса или девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, неправомерные действия представителей заявителя, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, на которые стороны прямо указали в договоре (контракте).
Суды не признают форс-мажором, считая предпринимательскими рисками, следующие обстоятельства:
Как видно, военные действия признаются форс-мажором, однако, следует отметить, что само по себе проведение специальной военной операции и введение экономических санкций не может являться основанием для освобождения от ответственности всех должников.
Судебная практика
На примере «Крымских» санкционных пакетов можно увидеть противоположные подходы судов к признанию экономических санкций, введенных иностранными государствами, обстоятельствами непреодолимой силы.
Одна позиция состоит в том, что санкции ЕС, США и иных стран, в форме эмбарго / ограничений на поставки определенных видов товаров в РФ, сами по себе не признаются обстоятельством непреодолимой силы. Суды делают вывод, что экономические санкции не могут рассматриваться как форс-мажорное обстоятельство и должны рассматриваться как предпринимательский риск, учитывая текущие обстоятельства.
Вместе с тем, есть положительная судебная практика.
Так, суд пришел к выводу о том, что к непредотвратимым обстоятельствам может относиться введение иностранным государством запретов и ограничений в области предпринимательской деятельности, а также иных ограничительных и запретительных мер, действующих в отношении России или российских хозяйствующих субъектов, если такие меры повлияли на выполнение указанными лицами обязательств.
Есть примеры решений по административным делам.
С учетом экономической ситуации, сложившейся в России, отказ антимонопольного органа по включению сведений компании в реестр недобросовестных поставщиков признан судом правомерным в связи с отсутствием обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности данного лиц.
В другом деле суд счел незаконным действия таможенного органа, т.к. недопоставка явилась следствием введения Европейским Союзом экономических санкций в отношении Российской Федерации.
В любом случае, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы, сторона должна будет доказать следующее:
Что предлагают изменить
В Государственную Думу внесен законопроект о внесении изменений в гражданское законодательство. Планируется внедрение нормы о том, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, не несет ответственность, если докажет, что надлежащее исполнение объективно оказалось временно невозможным в условиях недружественных действий иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц. Если в условиях недружественных действий иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, исполнение обязательства объективно становится окончательно невозможным полностью или в части, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.
Законопроект на данном этапе направлен на рассмотрение в профильные комитеты Государственной Думы. Итоговая редакция законопроекта ожидается после прохождения чтений в Государственной Думе.