«Формально национализация будет означать для РФ некие материальные потери»
Поделиться
Министерство финансов Германии рассматривает возможность конфискации пролегающей по территории страны части газопровода «Северный поток – 2». Об этом со ссылкой на собственные источники в ведомстве сообщает Spiegel. Эксперт оценил возможность принятия данного решения и рассказал, каким образом оно может сказаться на России.
«Федеральное правительство изучает вопрос, следует ли экспроприировать часть трубопроводной системы, которая находится на территории Германии, и отрезать ее от остальной части трубопровода», — отметили в Spiegel.
Источники издания также подчеркивают, что это позволило бы соединить трубы, ведущие с суши на море, с подвижным терминалом СПГ.
Вместе с тем в ФРГ все же опасаются, что в ответ на такие действия президент России Владимир Путин разрешит экспроприировать немецкие компании на территории РФ. Помимо этого, по данным издания, в «Газпроме» ожидают возобновление работы газопровода после окончания специальной операции на Украине и нормализации отношений с Западом.
Тем временем в ходе общения с журналистами официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что если власти Германии все-таки предпримут конкретные шаги по национализации «Северного потока-2», юристы займутся их правовой оценкой.
«Давайте не будем заниматься гипотетическими рассуждениями, — сказал пресс-секретарь президента РФ. – Если будут конкретные действия, это будет работа для юристов, чтобы дать правовую оценку таким действиям. Но не зная сути происходящего, что-то говорить было бы неверно».
Песков также добавил, что Москва не может в полной мере оценить ситуацию, поскольку пока не получало никаких официальных заявлений.
«Для России подобное решение в практическом плане может значить очень мало, потому что «Северный поток-2», по сути дела, прекратил свое существование как проект, — комментирует «МК» главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. – Сегодня невозможно представить условия, при которых к нему вернутся. При этом формально национализация будет означать для РФ некие материальные потери, потому что собственником является строительный консорциум. Но практически с этой собственностью и этими активами сегодня сделать ничего невозможно. Так что уже никто ничего не потеряет, больше того, что уже потерял».
Что касается самой процедуры национализации, то, по мнению эксперта, она в целом возможна.
«Дочернюю компанию «Газпрома», которая существовала в Германии, уже национализировали, — продолжает Федор Лукьянов. – Я думаю, что на тех же основаниях могут конфисковать пролегающую по территории ФРГ часть «Северного потока — 2». Между тем некоторые сложности могут возникнуть с тем, что в проекте принимали участие не только российский «Газпром», но и европейские компании. Однако я думаю, что ФРГ с этим как-то разберется».
Ранее министр экономики Германии Роберт Хабек уведомил, что в стране наступил газовый кризис. На этом фоне в ФРГ перешли ко второй стадии трехступенчатого плана по борьбе с чрезвычайной ситуацией в газовой сфере.
В ходе первого этапа руководство Германии создало специальный координационный штаб и начало следить за темпами заполнения хранилищ. Во время второго вводится состояние повышенной готовности. При этом компании пока имеют возможность самостоятельно принимать решение о том, в каких объемах снижать потребление. И наконец на последнем, третьем этапе, устанавливается режим ЧС. Это позволяет государству распределять ресурсы самостоятельным образом.
Министерство финансов
Правительство РФ
Газпром
Владимир Путин
Дмитрий Песков
Россия
Германия
Москва
Украина