м
Главная » ЭКОНОМИКА » Российская вакцина от коронавируса: за что ее критикуют и сколько на ней заработает государство?

Российская вакцина от коронавируса: за что ее критикуют и сколько на ней заработает государство?

Российская вакцина от коронавируса: за что ее критикуют и сколько на ней заработает государство?

В России была официально зарегистрирована вакцина от коронавируса SARS-CoV-2. К процедуре разработки и тестирования препарата есть много вопросов, как и много критики. Но если препарат окажется действительно эффективным – сможет ли Россия заработать на нем, и сколько? И сколько уже было потрачено на разработку? Пробуем ответить на эти вопросы с участием экспертов.

Как разрабатывали вакцину

Мир попал в ситуацию, когда среди людей существует опасный вирус, быстро передающийся от человека к человеку, и против которого до сих пор нет вакцины. Такое бывает нечасто, но бывает – это и Эбола, и атипичная пневмония, и многие другие менее известные заболевания. Коронавирус нового типа SARS-CoV-2 пошатнул устои мировой экономики не просто так – сочетание его контагиозности (заразности) и летальности такое, что полностью остановить распространение инфекции практически невозможно.

Несмотря на то, что карантин постепенно снимают почти все страны мира, лекарства от коронавируса до сих пор не существует. С другой стороны, существует вакцина – и не одна, а больше 100. И часть из вакцин были разработаны в России, а одна уже зарегистрирована.

Скорость разработки вакцины связана с ее крайней важностью – штамм SARS-CoV-2 впервые был обнаружен в декабре прошлого года. Расшифровать геном удалось уже в начале января, а результаты работы китайских ученых сделали доступными для всех. Первая передача вируса от человека к человеку была зарегистрирована 20 января, спустя всего 10 дней ВОЗ объявляет ЧС международного значения, а в конце февраля признает наличие пандемии.

Работы по разработке вакцины начались почти сразу – и уже в марте в мире велось около 300 исследований на эту тему.

Темпы разработки удивляют, тем более что по обычной процедуре на все этапы разработки уходит до 10-15 лет, и больше всего проблем доставляют три этапа тестирования на добровольцах, включая третий этап с участием более тысячи человек.

Но на этот раз потребность в вакцине была очень серьезной, к тому же это позволили современные технологии и имеющийся опыт – поэтому время вывода препарата на рынок сократили до предела. Основное отличие новой процедуры от старой – массовое производство можно начинать уже с первого этапа тестирования. Правда, все риски остаются на фармацевтах – если в итоге вакцина окажется неудачной, расходы на запуск производства уже никто не вернет.

Российские исследователи – не единственные, кто дошел до этапа запуска массового производства. Так, уже в 25 июня китайская компания получила право на производство вакцины (правда, только на основании двух фаз испытаний), а сразу в нескольких странах приступили к тестированию своих препаратов на третьей фазе. Всего, по данным ВОЗ, продолжаются клинические исследования 30 вакцин.

В России вакцина «Гам-Ковид-Вак» (она же «Спутник V») была официально зарегистрирована 11 августа Центром им. Гамалеи. Сделано это было без проведения широкомасштабного исследования (сокращенная процедура, утвержденная правительством), что вызывает некоторые вопросы.

О вакцине известно следующее:

  • это векторная вакцина – ее изготавливают на основе ослабленных вирусов иного происхождения (в данном случае это аденовирусы), в которые страивают ген коронавируса. Это гарантирует, что вакцина сама по себе не станет причиной заражения пациента;
  • испытания проводились на добровольцах – их было по 38 человек на первой и второй фазах исследования. Среди добровольцев были военнослужащие и медики;
  • эффективность оценивали по нескольким методикам и в итоге у испытуемых выработались антитела к коронавирусу в достаточных количествах;
  • среди побочных эффектов – температура, боль на месте введения, сыпь.
  • Новую вакцину уже зарегистрировали и вскоре собираются начать вакцинацию населения России, в числе первых будут медики и представители групп риска (пожилые люди). Власти уже пообещали, что вакцинация населения будет бесплатной (в рамках ОМС), а еще вакциной заинтересовались другие страны.

    Сколько стоит разработка и сколько можно заработать

    Разработкой вакцины от коронавируса занимались преимущественно две организации – Новосибирский научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» и Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи. Финансирование на разработку они получали в рамках государственных контрактов и субсидий, а в марте 2020 года получили еще 1,4 миллиарда рублей от правительства. Кроме финансирования от государства, исследователи получают и стороннее финансирование.

    Так, по оценкам журналистов, бюджет и частные инвесторы вложили в разработку около 10 миллиардов рублей. А вокруг «Вектора» и Центра Гамалеи образуются целые коалиции из финансовых структур. Например, Российский фонд прямых инвестиций вместе с компанией «Р-Фарм» уже вступил в гонку, вложив в совместное предприятие с Центром Гамалеи 4 миллиарда рублей. Параллельно РФПИ запускает производство вместе с АФК «Система» в Зеленограде, а еще в России планируют производить вакцину от компании AstraZeneca (причем препараты и от Центра, и AstraZeneca будет производить «Р-Фарм»).

    Вокруг «Вектора» тоже есть деньги – в разработку и производство вакцины готова вложиться компания Biocad (сумма – 30-40 миллионов долларов). Правда, компания уже просчиталась – изначально «Вектор» был выбран как самый перспективный кандидат на скорое окончание разработки.

    Но разработка – это еще не конец истории, вакцину еще нужно произвести, и нужны ее едва ли не сотни миллионов доз. Производство от компании Biocad, как ожидается, будет обходиться в 1200-1400 рублей за дозу, а объемы производства – 50-60 миллионов доз. Сможет ли производитель что-заработать на этом, учитывая, что платить за вакцину будет государство, пока неизвестно.

    Однако всем производителям интересен мировой рынок. По словам Анастасии Кошелевой из Investing.com, миру нужно от 3 до 5 миллиардов доз, что может стоить больше 45 миллиардов долларов, и часть этой суммы получит Россия:

    Сейчас необходимость в вакцинации в мире оценивается в 3-5 млрд доз, это больше $75 млрд. Россия планирует закрыть четверть необходимого объема. Конечно, заработать на вакцине можно, в первую очередь, экспортируя ее на другие рынки, именно экспорт принесет наибольший доход.

    Как мы видим, реакция американских и европейских СМИ на данный момент неоднозначная, вопросы, главным образом, касаются ее эффективности и безопасности. Кроме того, играет роль и политическая напряженность между странами, и конкуренция за создание первой безопасной вакцины на мировых рынках. Поэтому есть большие сомнения, что США и Европа будут закупать нашу вакцину, скорее мы сможем сотрудничать с Бразилией, Мексикой, Саудовской Аравией, которые уже выразили свою заинтересованность.

    В разработку вакцины инвестировали несколько коммерческих структур, это, в том числе, Российский Фонд Прямых Инвестиций (РФПИ), Сбербанк, которые, безусловно, станут бенефициарами при продаже средства, но основное финансирование идет по линии Минздрава.

    Анастасия Кошелева, главный редактор сайта Investing.com.

    Об интересе к российской вакцине сказали уже в ряде стран – а лидеры некоторых из них готовы даже пройти вакцинацию в числе первых. Но смогут ли российские компании наладить производство достаточных объемов?

    В «Р-Фарм» говорят о выпуске до 100 миллионов доз вакцины в месяц – но только после налаживания производства, что произойдет лишь в начале следующего года. В НИЦ им. Гамалеи говорят о выпуске 200 миллионов доз до конца года, но только 30 миллионов из них смогут произвести внутри страны, а остальное – лишь с участием международных партнеров.

    Тем временем, рынок вакцин через 2 года может дойти до 44 миллиардов долларов, а другие производители тоже не теряют времени зря. Например, Pfizer собирается выпустить 100 миллионов доз и передать их правительству США для бесплатной вакцинации жителей страны (а производитель получит почти 2 миллиарда долларов за это).

    Кроме того, отмечает Игорь Кучма из TradingView, Inc., российские производители могут заработать миллиарды долларов – по аналогии с тем, как заработала компания AstraZeneca, выйдя на контракт с правительством США:

    С начала пандемии ведущие государства мира, в сотрудничестве с местными фармацевтическими компаниями работали над разработкой вакцины от коронавируса. Главная проблема заключается в том, что вирус постоянно эволюционирует, что усложняет задачу для учёных. На прошлой неделе мир узнал о том, что Россия выпустила первую вакцину от COVID-19. Всё же, реакция мирового сообщества, как и финансовых рынков была неоднозначная. С одной стороны, именно вакцину и ждали трейдеры всего мира, с другой, не все уверены в действенности российской вакцины. Советник Трампа Келлиэнн Конуэй заявила, что российская вакцина прошла еще не все фазы испытаний. Как бы то ни было, если будет доказано обратное, российские разработчики заработают миллиарды долларов, исходя из предзаказов США вакцины у AstraZeneca.

    AstraZeneca является Британо-шведским производителем лекарств, который заключил соглашение с Оксфордским университетом на производство вакцины, которая уже находится на третьей и финальной стадии тестирования. Ожидается, что производство самой вакцины против COVID-19 начнётся в 1 кв. 2021 года. Великобритания уже подписала соглашение с AstraZeneca на изготовление 1000 миллионов доз вакцины. Соединенные Штаты, в свою очередь, обеспечили почти треть из первых 1 миллиарда доз, запланированных для экспериментальной вакцины AstraZeneca против COVID-19, пообещав выделить до 1,2 миллиарда долларов.

    Игорь Кучма, Финансовый аналитик TradingView, Inc..

    Еще потенциальный рынок сбыта есть на уровне ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения намерена приобрести 2 миллиарда доз вакцины, чтобы провести вакцинацию у самых незащищенных слоев населения по всему миру. ВОЗ на такой объем препарата потребуется более 18 миллиардов долларов.

    Так что, если российская вакцина окажется успешной не только в отчетах ее авторов, за счет быстрого вывода на рынок она может собрать миллиарды долларов. Единственный вопрос в данной ситуации – смогут ли российские компании произвести достаточно препарата?

    Как вакцина отразится на экономике

    Коллективный иммунитет к коронавирусу, как считается, может спасти мировую экономику. Например, весной Forbes считал, что при широком развитии IFA-тестирования (на антитела) можно было бы постепенно открывать границы, пропуская через них лишь тех, кто уже имеет иммунитет к инфекции. Однако такой анализ уже широко применяется во многих странах мира, но на границы это почти не повлияло.

    Теперь новая надежда экономики – это вакцина. На любые новости о процессе ее разработки или использования реагирует рынок, причем инвесторы, судя по всему, ждут начала вакцинации не меньше, чем население. В России, как обещают власти, массовая вакцинация может стартовать уже через месяц – возможно, после ее запуска стоит ожидать укрепления российского рынка и национальной валюты.

    Конечно, вряд ли стоит ждать, что рынки восстановятся сразу – чтобы успешно противостоять заболеванию, нужно вакцинировать 60-70% населения, но такое число доз будут производить, вероятно, год или более. Поэтому просто старт вакцинации, если и даст толчок к росту бирж, все равно не восстановит его позиции.

    Как считает российский экономист Николай Неплюев, экономика может получить рост не только благодаря восстановлению деловой активности, но и от самого производства препарата. Главное – наладить производство:

    Многое будет завесить от организации процесса производства вакцины и условий заключенных договоров. Однозначно, самостоятельно Россия с этой задачей не справится, поскольку не является опытным поставщиком вакцин на международный рынок, в отличии, например, от Индии. Кроме того, еще до запуска массового производства «Спутник V», необходимо провести международные клинические испытания, а на это требуется согласие и всесторонняя помощь государств, на территории которых будут проводится исследования. О сотрудничестве уже заявили ОАЭ, Саудовская Аравия, США и некоторые другие страны. Разумеется, в обмен на это они рассчитывают на долевое участие в производстве вакцины и на часть прибыли.

    По предварительным оценкам можно сделать некоторые предположения по распределению прибыли от вакцины. Так, вакцина, произведенная на территории России, будет использована исключительно на внутреннем рынке, и вся маржа достанется государству, отечественным компаниям-производителям и медицинским заведениям, производящим вакцинацию населения.

    А вакцина для международного рынка будет производится в партнерстве за пределами РФ. Конечно, Россия в любом случае получит прибыль как правообладатель, но коридор предполагаемой маржи пока сильно размыт. Это могут быть небольшие разовые суммы за патентное право использовать разработку для массового производства или процентные отчисления от объемов произведенной продукции. Оба эти варианта не привлекательны для экономики и промышленности России. Нам необходимо принять максимально активное участие в производстве вакцины, что обеспечит не только дополнительную прибыль, но также даст опыт и позволит успешно зарекомендовать себя на международном фармацевтическом рынке.

    Инвесторы больше верят в нас, чем мы сами. Например, отечественные производители намерены приступить к выпуску вакцины только после окончания клинических испытаний и официальной регистрации «Спутник V». Тогда как европейская биофармацевтическая компания AstraZeneca уже разворачивает производство вакцины и к моменту прохождения всех формальностей планирует выпустить около 2 млрд доз. Страны Европы уже подписали договор с компанией на производство более чем 400 млн доз вакцины.

    У России достаточно большой потенциал в области медицины и фармацевтики, с финансированием, кроме бюрократии, особых проблем нет. Будем надеяться, «Спутник V» поспособствует развитию отрасли и обеспечит достаточные для этого инвестиции, создавая еще один локомотив отечественной экономики для улучшения финансового климата страны.

    Николай Неплюев, российский экономист, финансист.

    Правда, пока сообщения о разработке и запуске массового производства вакцины вызывают еще и определенную долю скепсиса – а все из-за чрезвычайно сокращенной процедуры разработки и тестирования. И если какие-то риски в итоге реализуются, экономика рискует оставаться в «красной зоне» дольше, чем этого ждут сейчас.

    За что критикуют

    У вакцины от коронавируса, как и у любой другой, есть 2 основных критерия – это безопасность и эффективность. Авторы «Спутника V» уже отчитались об успехе – все участники исследований получили антитела (эффективность), все остались здоровы за исключением небольших побочных эффектов (безопасность). Но протокол исследования был сокращен – первые 2 этапа тестирования объединили в один, а число добровольцев было небольшим.

    Чаще всего именно об этом говорят критики российской вакцины, а еще они настаивают на том, что тестирование было непрозрачным, а военнослужащих к таким исследованиям во многих странах вообще привлекать запрещено.

    Даже российские участники фармакологического рынка и рынка клинических исследований просили министра здравоохранения отложить государственную регистрацию препарата, потому что она не прошла третью фазу исследования, а ускоренный процесс разработки подвергнет опасности пациентов. Об этом говорит и бывший руководитель лаборатории «Вектора» вирусолог Александр Чепурнов – он считает, что перед использованием вакцины нужно провести дополнительные исследования.

    А врач-вирусолог Николай Дубинин, в свою очередь, говорит о том, что к профилактический вакцинации нужно относиться с осторожностью – российский препарат фактически остается экспериментальным и может быть опасным для здоровья. Он приводит в пример случай с младшей дочерью президента России, которая испытывала вакцину на себе – при нормальном состоянии здоровья препарат вызвал повышенную до 38 градусов температуру тела на продолжительное время, что нельзя считать нормальной реакцией.

    Западные же ученые не скрывают своего скепсиса – если препарат в конечном итоге окажется не таким эффективным, как считается, то репутация самого процесса вакцинации пострадает, и люди начнут отказываться и от других прививок (как это было на Филиппинах при вакцинации от лихорадки денге).

    Но главное, о чем пока не знает никто – насколько длительным в итоге будет иммунитет, и помогут ли выработанные антитела не заразиться коронавирусом. Сейчас фиксируются уже множественные случаи повторного заражения, что ставит под вопрос целесообразность вакцинации от SARS-CoV-2 вообще.

    Источник