м
Главная » ЭКОНОМИКА » «Обменять сто тысяч долларов из матраса»: названы риски таких операций

«Обменять сто тысяч долларов из матраса»: названы риски таких операций

Эксперты рассказали о подводных камнях «антиотмывочного» закона

Поделиться

С марта прошлого года, когда Россию накрыл коронакризис, многие граждане стали переводить часть своих доходов в наличные доллары и к осени 2021-го успели накопить «под подушкой» приличную сумму. А теперь хотят открыть валютный счет в банке, но боятся оказаться под колпаком «антиотмывочного» закона 115-ФЗ. Подобных коллизий, связанных с этим документом, — пруд пруди, однако вопросов тут больше, чем ответов. Мы решили разобраться.

Закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» распространяется и на физических, и на юридических лиц. На практике он обязывает банки применять меры внутреннего контроля, чтобы обезопасить клиентов от потенциальных рисков, например, от работы с ненадежными контрагентами и налоговых задолженностей.

В июле прошлого года в закон были внесены поправки, вступившие в силу 10 января 2021-го. Центробанк не обнаружил в них революционных изменений, но для граждан и компаний там имеется множество важных нюансов.

Пожалуй, главное — что теперь обязательному контролю подлежат любые операции с наличными на сумму свыше 600 тысяч рублей. Прежде проверка юрлиц проводилась лишь в случаях, если они не соответствовали характеру деятельности компании или в целом вызывали подозрение. К примеру, снятие 600 тысяч (или более) с целью выдать зарплату или купить канцелярские товары для офиса не смущало банк, и он никак не реагировал. По новым нормам кредитная организация должна извещать Росфинмониторинг о том, что компании понадобилось обналичить 600 тысяч, чтобы затариться скрепками, писчей бумагой А4 и картриджем для принтера.

Что касается физлиц, то под действие статьи 6 закона 115-ФЗ подпадают следующие операции на 600 тысяч и более рублей: покупка или продажа наличной иностранной валюты; приобретение ценных бумаг за наличный расчет; получение денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом; внесение в уставный (складочный капитал) организации денежных средств в наличной форме; открытие вклада в пользу третьих лиц с размещением на нем средств в наличной форме.

«С начала нулевых годов, когда появился «антиотмывочный закон», банки обязаны использовать рекомендации ЦБ и следить за операциями, совершаемыми клиентами, в том числе за снятием наличных средств, — поясняет руководитель юридической практики компании «Интерцессия» Кирилл Стус. — Мошенники для отмывания денег зачастую прибегают к услугам частных лиц. Поэтому, если банковский счет неожиданно стал пополняться крупными суммами, и клиент их активно обналичивает, банк имеет право приостановить обслуживание счета, чтобы провести проверку. У законопослушных россиян с этим не возникает проблем – достаточно предоставить подтверждающие документы. Например, что деньги получены после продажи квартиры или машины».

«У нас 20 миллионов человек занимаются неизвестно чем»

Сделки с недвижимостью также контролировались до поправок, но до 10 января банкам было предписано извещать Росфинмониторинг только о тех, что касались перехода права собственности по договору купли-продажи. Сейчас обязательному надзору подлежат все операции по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 млн рублей (или эквивалента в валюте) – как при наличном, так и при безналичном расчете. При этом покупателям квартир и земельных участков нужно быть готовыми к тому, что теперь и банки, и Росфинмониторинг могут заинтересоваться источником происхождения денег на сделку, если та показалась им подозрительной.

Еще два нововведения: во-первых, под контроль попали любые (даже если речь об алиментах) почтовые денежные переводы на сумму от 100 тысяч рублей. Информировать Росфинмониторинг поручено почте. Ровно та же история – переводы с использованием счетов мобильных операторов. Любое действие по снятию более чем 100 тысяч рублей с мобильного номера теперь отслеживается.

В то же время из списка операций, подлежащих проверке согласно 115-ФЗ, исключены: обмен банкнот одного достоинства на другие; перевод денег за границу на счет анонимного владельца; поступление денег из-за рубежа со счета анонимного владельца; переводы некредитными организациями по поручению клиента; страховые выплаты от нерезидентов; получение имущества по договору лизинга.

Существенный момент: контроль не предусматривает участия людей и компаний. Владельцу счета или участнику сделки ничего делать не нужно. Информацию в Росфинмониторинг обязан передавать банк, магазин, нотариус, адвокат, ломбард, страховая компания, почта или оператор связи. Федеральная налоговая служба (ФНС) никаких данных о снятии наличных не получает, и отслеживать движение денег по счету закон ей не позволяет. Это возможно только в рамках проверки, но не автоматически. Оштрафовать могут, но только если удастся доказать незадекларированный доход.

Как утверждают в самом Росфинмониторинге, если вы не отмываете доходы, если вы законопослушный гражданин, вам абсолютно нечего бояться. Даже если служба узнает о сделке (например, с недвижимостью на сумму свыше 3 млн рублей), это автоматически не влечет за собой каких-то шагов с ее стороны.

Представим себе ситуацию, что некий гражданин скопил сумму, превышающую 600 тысяч рублей, и пришел менять ее на валюту. Банк обязан произвести эту операцию, но одновременно он сообщает о ней Росфинмониторингу.

Финансовой разведке по каким-то причинам операция видится подозрительной, она отправляет запрос об источнике средств — но не гражданину (что важно!), а банку. Банк со своей стороны может запросить гражданина, чтобы тот подтвердил источник своих средств.

Если это будет сделано (например, свидетельство о получении наследства или документ на продажу машины), и полученные документы удовлетворят, и банк и Росфинмониторинг, то вопрос автоматически закрывается. Если же человек не может предоставить никаких документов, то дальше четкого алгоритма нет и сценарии развития событий могут быть разные. Банк, например, может внести этого клиента в «черный список», и отказать ему в дальнейшем обслуживании. Ну а финансовая разведка имеет собственные инструменты выявления «чистоты» денег, и в случае обоснованных подозрений может «натравить» на подозрительного клиента полицию или налоговую службу.

«Если документ направлен на то, чтобы упорядочить нашу жизнь на законодательном уровне, чтобы отсечь возможность афер, совершаемых «черными риелторами» и прочими мошенниками, то ничего плохого здесь я не вижу, — говорит эксперт Российского института стратегических исследований Михаил Беляев. – И я не готов защищать позицию тех, кто работает за гранью правового поля, кто не платит налоги. Людей, занимающихся в «тени» непонятно чем, у нас в стране около 20 млн. Все сделки, связанные с недвижимостью или автомобилями, достаточно эффективно отслеживаются через финансовые потоки. Граждан с легальными доходами этот закон никоим образом не ущемляет, напротив, он их защищает».

Где искать подтверждающие документы?

Иначе видит ситуацию главный аналитик ТелеТрейд Марк Гойхман. На его взгляд, «антиотмывочные» требования к физлицам усложняют жизнь не столько злонамеренным уклонистам от налогов, сколько основной массе добропорядочным россиян. С наибольшими проблемами рискуют столкнуться те, кто совершает операции с недвижимостью на сумму более 3 млн рублей. Придется подтверждать легальность средств при запросе не только Росфинмониторинга, но и иных уполномоченных структур, например, ФАС или ФСБ.

«В случае, если операции входят в список контролируемых по статье 6 ФЗ-115, запрос будет направлен банку, который переадресует его клиенту, — поясняет Гойхман. – На роль подтверждающих подойдут любые официальные документы. Например, справка о зарплате, декларация о доходах, бухгалтерская справка о выплате дохода ИП или собственнику предприятия, договор купли-продажи имущества, дарения, кредита, документы о получении наследства. Если они не будут предоставлены в срок, установленный в запросе, банк может отказать в последующем предоставлении услуг, заблокировать счет. Закон не предусматривают автоматическую блокировку банком операций физлиц на сумму более 600 тысяч рублей, но банк в таких случаях обязан извещать Росфинмониторинг».

По словам независимого эксперта по финансовому рынку Сергея Дроздова, все это укладывается в контекст политики «закручивания гаек». Безусловно, она оправдана с точки зрения государства, напоминающего населению о необходимости уплаты налогов как о святом гражданском долге. Во главу угла ставится чистота операций. Вместе с тем, в стране немало тех, кто свои средства предпочитает держать в наличных, а сделки (с той же недвижимостью) вынужден проводить через банк. Как им доказать, что они десятилетиями, усердно работая, откладывали понемногу честно заработанное, что их сбережения – абсолютно чистые? Где, в каких пыльных углах или дальних архивах найти подтверждающие документы?

«Люди постоянно будут находиться в подвешенном, напряженном, стрессовом состоянии, — говорит Дроздов. – Продал квартиру или автомобиль за 3 млн, могут попросить договор купли-продажи, если возникнут подозрения. А могут и не попросить. Этот тренд давно обозначился. У нас ведь премьер откуда пришел, из какого ведомства? Создал чуть ли не лучшую по собираемости систему налогообложения в мире».

Что касается денежных переводов по почте и со счетов мобильного оператора, то 100 тысяч рублей, по словам Дроздова, — не такие серьезные деньги (тем более, с учетом нынешней инфляции), чтобы вызывать вопросы. В принципе, резюмирует эксперт, для таких случаев есть железное правило, связанное с частотой транзакций: крупные суммы не должны приходить на счет (включая карточный) с пугающей для контролирующих органов периодичностью, иначе вам его заблокируют, и придется потом давать объяснения.

В отношении банковской карты добавим: не принимайте на нее регулярные поступления от физлиц и компаний, если вы не ИП и не самозанятый, а, скажем, фрилансер, и это – не заработная плата, а гонорар за статьи или что-то еще. Эти доходы могут вызвать подозрения с позиции не только закона 115-ФЗ, но и Налогового кодекса. Есть риск доначисления НДФЛ и НДС и блокировки банком карты, алгоритм которой заложен в самой системе. Если она произошла, значит, ваши операции попали в разряд подозрительных.

Кстати, с тех, кто собирается открыть в банке валютный счет, пусть даже на серьезную сумму, никто не станет спрашивать источник происхождения этих средств.

— Все сделки с недвижимостью на сумму свыше 3 млн рублей (или эквивалента в валюте) – как при наличном, так и при безналичном расчете.

— Любые почтовые денежные переводы на сумму от 100 тысяч рублей.

— Любые переводы с использованием счетов мобильных операторов на сумму от 100 тысяч рублей.

— Покупка или продажа наличной иностранной валюты на сумму 600 тысяч рублей и более.

— Приобретение ценных бумаг за наличный расчет на сумму 600 тысяч рублей и более.

— Получение денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом на сумму 600 тысяч рублей и более.

— Внесение в уставный (складочный капитал) организации денежных средств в наличной форме на сумму 600 тысяч рублей и более.

— Открытие вклада в пользу третьих лиц с размещением на нем средств в наличной форме на сумму 600 тысяч рублей и более.

Полиция
ФНС
ФСБ
Россия

Источник