м
Главная » ЭКОНОМИКА » На чем сегодня зарабатывают российские музыканты? Мы спросили у экспертов

На чем сегодня зарабатывают российские музыканты? Мы спросили у экспертов

На чем сегодня зарабатывают российские музыканты? Мы спросили у экспертов

Чтобы заработать на жизнь и выпуск новых треков, нужно приложить много усилий. С точки зрения маркетинга музыка – товар, который очень сложно продать. А еще многие слушатели не слишком любят платить за музыку, если это не концерт любимой группы, а чаще слушают ее на бесплатных сервисах. Особенно если дело касается так называемой независимой музыки или андеграунда.
Мы пообщались с экспертами и узнали, на чем именно могут зарабатывать музыканты в 2020 году. Разобрали способы, которые помогут не просто выйти на самообеспечение творчества, но и уйти с «обычной» работы. Также мы выяснили, чем отличается заработок в России и за рубежом.

Зарабатывает ли музыкант хотя бы на жизнь?

С каждым годом музыкальных коллективов становится все больше: современная молодежь активно продвигает собственные проекты, поскольку сейчас сделать это становится легче. Однако большое количество возможностей – не равно успех. Для достижения какого-либо положительного эффекта все равно придется прикладывать огромное количество сил и тратить кучу времени.

Однако Дмитрий Литвинов, основатель сервиса BandLink, утверждает, что последние годы источники доходов российских музыкантов не меняются. В обозримом будущем это останется без изменений, считает эксперт. Действительно, хоть способов заработка на музыке и много, они уже более-менее устоялись. Расширяется лишь инструментарий, с помощью которого можно монетизировать свое творчество.

Алексей «Черный Ангел» Морозов, владелец интернет радиостанции «Радиокрылья», музыкант, композитор и продюсер, в свою очередь считает, что сказать, как именно будут зарабатывать музыканты в наступившем году, довольно сложно. Единственные музыканты, чья перспектива ясна и прозрачна – это те, у кого есть контракты с крупными компаниями.

Как правило, вопрос «как заработать» стоит у начинающих и малопопулярных артистов, которые еще не успели набрать достаточную аудиторию. Более раскрученные коллективы и исполнители получают поддержку своих фанатов, за счет чего уже могут скорректировать финансовые проблемы.

Надежда Тризна, редактор проекта «ЛьготОтвет» и барабанщица группы Kick Chill, не понаслышке знает о заработке на андеграундной музыке, ведь она сама выступает в панк-рок группе:

Ответы или иную информацию про топовых музыкантов вы получите без труда, поэтому расскажу о ситуации в так называемой андеграундной прослойке. Помимо работы редактором проекта «ЛьготОтвет» я играю на барабанах в группе Kick Chill, поэтому не понаслышке знаю, как живут музыканты, «широко известные в узких кругах».

Собственно, границы самого понятия андеграунда сейчас очень размыты. По факту это все те музыкальные коллективы, участники которых не могут полностью обеспечивать себя творчеством и которым нужна основная работа. То есть заработок или доход от занятий музыкой – слишком громкие слова в этом случае.

Но хотя бы на самоокупаемость выйти можно. Под самоокупаемостью подразумеваю затраты на расходники (гитарные струны и медиаторы, барабанные палочки и т.п.), запись в студии, выезды на концерты в другие города.

Надежда Тризна, редактор проекта «ЛьготОтвет» и барабанщица группы Kick Chill.

Логично, что на обеспечение музыкальной деятельности нужно много денег. Делать качественную музыку на самых дешевых инструментах или петь в копеечный микрофон практически невозможно. Хотя даже на такие произведения найдутся любители.

Как минимум поэтому почти все музыканты, которые пока не сделали свое творчество главным источником заработка, имеют «обычную» постоянную работу. Или хотя бы временные заработки вроде работы в такси или вахтовым методом. Алексей Морозов утверждает: многие музыканты не бросят работу ни в 2020, ни в 2021, потому что деньги на еду и продвижение будут требоваться всегда:

В общем, «тяжела и неказиста жизнь российского артиста». Многие из нас в 2020-м будут зарабатывать как обычно, как в 2019-м или в 2021-м, то есть, сидя за «баранкой» или в офисе – чем-то таким, что совсем не связано с музыкой, и зарабатывать они будут не только на еду, но и на продвижение своей музыки.

Алексей Морозов, музыкант, композитор и продюсер.

Способы заработка на музыке: как музыканты монетизируют свое творчество

Заработок на музыке – многогранное и не самое простое занятие. Это требует времени, отдачи, а ещё – больших денег. Ведь нужно организовывать концерты, записывать диски или кассеты, тратиться на создание атрибутики и многое другое.

В последнее время творческая сфера планомерно перетекла из реальной жизни в интернет. Распространять контент проще именно онлайн: аудитория больше, а затрат на продвижение и поиск своих слушателей меньше.

Концерты, выступления и туры

Очевидный способ заработать денег, выступая для слушателей и интересующихся. Группа или исполнитель, выступающие со сцены и зарабатывающие на этом деньги, уже могут считать себя состоявшимися исполнителями. Как правило, основной способ получения денег в этом случае – продажа билетов.

Как считает Дмитрий Литвинов, именно концерты – главный способ монетизировать творчество:

Главный канал монетизации творчества – это концерты, туры, вечеринки и прочие ивенты. Здесь подразумеваются как доходы с продажи билетов на собственные мероприятия, так и гонорары за выступления на сторонних событиях.

Дмитрий Литвинов, основатель сервиса BandLink.

Однако это не такой уж простой и прибыльный способ заработка, как может показаться. Прежде чем концерт будет сыгран, его нужно организовать. А на это уходит огромное количество времени и сил. Не говоря уже о деньгах. Надежда Тризна утверждает, что организация концерта несет большое количество дополнительных затрат: аренду клуба, оборудования, работу наемных сотрудников и многое другое:

Возможная прибыль сильно зависит от множества факторов: от популярности группы до человеческих качеств организатора. В своем городе деньгами со входа нужно как минимум оплатить аренду клуба, музыкального (и светового – при наличии) оборудования, работу звукорежиссера (тоже при его наличии). В чужом городе было бы здорово вернуть деньги, потраченные на дорогу. Получается это не всегда, и выход «в ноль» расценивается как успех.

Если группа без имени, то заработать что-то сверх собственных затрат выходит крайне редко. Но когда группа понимает, что начинает собирать больше ста человек, можно начинать требовать гонорар. Однако в большинстве случаев он не превысит 5-10 тысяч рублей помимо тех же затрат, иначе организаторам это будет невыгодно.

Надежда Тризна, редактор проекта «ЛьготОтвет» и барабанщица группы Kick Chill.

Концерт может просто-напросто выйти «в ноль» музыкантам, а то и вовсе оказаться убыточным. Чтобы отбить все затраты, необходимо иметь обширную аудиторию.

Полноценный концерт – это мероприятие, которое требует тщательной подготовки за несколько месяцев (а для известных групп – может быть, даже за годы) до его фактического начала. Для организации концерта недостаточно просто иметь желание. Необходимо найти площадку для проведения концерта, оборудование, распространить рекламу в интернете или распечатать и расклеить афиши и многое другое. Конечно же, все это стоит немалых денег, которые нужно вложить из собственного кармана. И это только один концерт: а если проводить целый тур, то также нужно учитывать логистику и проживание.

Но это не единственная причина, по которой концерт может оказаться не прибыльным. Зачастую дело не столько в затратах на организацию, сколько в требовательности площадок, на которых исполнитель решит попытаться провести выступление. Алексей Морозов утверждает, что не каждый музыкант может получить гонорар за свое выступление. А некоторых исполнителей могут даже попросить доплатить за возможность выступить:

Попасть в клубы возможно, иногда через тех же агентов, но лучше, когда у Вас есть человек, который занимается организацией Ваших выступлений. Не каждый из нас получит деньги за выступление, например, если вы или ваш коллектив недостаточно известны, гонорара вы скорее всего не получите.

Больше того, кое-где до сих пор жива мода 90-х, то есть в некоторых клубах могут попросить денег с вас за ваше выступление. Да, кстати, насколько будет набит зал – это тоже Ваша забота, никто не обязан рекламировать Ваше выступление.

Алексей Морозов, музыкант, композитор и продюсер.

Некоторые музыканты предпочитают предоставлять организационные вопросы своим агентам либо специально нанятым людям. Это проще и быстрее, а также не отнимает время от непосредственной деятельности – создания музыки. Но и в этом случае следует быть осторожнее. Эксперт предостерегает: среди агентов могут попасться недобросовестные и готовые «кинуть» исполнителя:

Многие из нас знают агентов, которые могут исчезнуть, причём вместе с гонораром, мы делимся между собой информацией об этих людях и стараемся обходить их стороной.

Алексей Морозов, музыкант, композитор и продюсер.

Почему же многие музыкальные группы до сих пор дают концерты, если это не самый прибыльный способ заработка из возможных? Причин этому несколько:

  1. На концертах активно продаются диски и мерч, способные значительно увеличить прибыль даже с учетом их создания.
  2. Можно проводить автограф- и фотосессии (к которым, к слову, легко прикрутить платные услуги вроде «прохода за сцену» и т.д.).
  3. Концерт – это отличная реклама и способ привлечь новых слушателей.

Наконец, некоторые исполнители просто не могут не выступать, не общаться с аудиторией и так далее.

Тем более что концертная деятельность помогает значительно улучшить собственные навыки. Именно из-за совокупности этих причин концерты дают не только известные на всю страну группы, но и молодые коллективы и даже одиночные исполнители.

Сервисы распространения контента

Продажа музыки через интернет давно стала обыденным делом. Специальные сервисы предоставляют исполнителям возможность выложить свои треки и получать за них деньги от реальных слушателей. По сути, это большие интернет-магазины музыки, в которых любой посетитель может либо выбрать трек, купить его и прослушать, либо заплатить за подписку, либо просмотреть рекламу (с чего автор получит доход) и т.д.

Деньги от действий слушателя поступают автору контента, за исключением небольшого процента, который берет себе сервис.

Таких площадок для монетизации музыки довольно много. Мы перечислим только самые популярные и крупные, которые действительно заслуживают внимания:

  • Apple Music;
  • Google Play Music;
  • Bandcamp;
  • Яндекс.Музыка;
  • Spotify;
  • YouTube Music.
  • На каждой площадке монетизация происходит разными способами. Например, YouTube Music платит за то, что пользователи во время прослушивания музыки исполнителя заодно просмотрели рекламу. И дополнительно приплачивает за просмотры от премиум-пользователей. А Apple Music, в свою очередь, именно продает контент.

    Дмитрий Литвинов приводит статистику по выплатам с различных стриминговых площадок:

    На втором месте — вознаграждения за прослушивания треков на стриминговых площадках. Лидером по выплатам в России является Apple Musiс. Ссылками на этот источник артисты делятся охотнее и преимущественно указывают его в числе первых на своих информационных ресурсах. Мы замечаем это на страницах музыкантов, созданных на нашей платформе для продвижения музыки.

    В числе самых низкодоходных площадок по сумме выплат за одно прослушивание Яндекс.Музыка, но по общему числу прослушиваний она находится в первых рядах после социальной сети «ВКонтакте» и плеера BOOM.

    В 2020 году в также в России заработает плеер Spotify, самый крупный в мире по количеству подписчиков и другим параметрам. Конкуренция за слушателей между площадками увеличится, на рынке будет жарко.

    Дмитрий Литвинов, основатель сервиса BandLink.

    Казалось бы, все так просто и приятно: написал трек, загрузил и жди, пока музыка начнет продаваться. Но с размещением контента в сервисах распространения не все так просто. Алексей Морозов рассказывает, что для отправки в такой сервис своей музыки придется постараться: договориться с дилером, улучшить при необходимости треки и даже дополнительно заплатить за размещение:

    Итак, распространяем музыку в сети. Давайте для начала разберёмся с сервисами типа Яндекс Музыки. Яндекс Музыка, как и, например, YouTube Music, даёт возможность только прослушивать файлы, а не скачивать их, даже за деньги. Что же, это уже хорошо, во всяком случае, у нас есть выход на аудиторию.

    Всё, что нам нужно, – это разместить музыку. Но сделать это сам музыкант не может. Последний сервис, где вы могли сделать это сами – Google Play – был закрыт в прошлом году.

    А чтобы попасть на Яндекс Музыку, музыкант должен воспользоваться услугами одного из дилеров, с которыми Яндекс Музыка сотрудничает, и которым вы должны заплатить за распространение вашей музыки. Они же предложат вам целую кучу дополнительных услуг для того чтобы сделать ваш контент лучше. Очень вероятно, что без покупки этих услуг ваш контент не будет признан достаточно хорошим для того, чтобы дилер с ним работал.

    Кстати, вашу музыку, размещённую где-либо, вам придётся искать самим, ссылку для распространения Вы не получите. За границей то же самое. Эта модель и пришла к нам оттуда. Существует много дилеров, распространителей, которые разместят вашу музыку, в том числе и в больших интернет-магазинах: Spotify, iTunes, Napster и т.д.

    Алексей Морозов, музыкант, композитор и продюсер.

    Однако площадки для продажи треков не были бы так популярны, если бы не приносили авторам реальные деньги. Эксперт подчеркивает, что любой сервис гарантирует прибыль при условии, что музыку хоть кто-нибудь купит. Да, придется заплатить комиссию сервису, но зато у музыканта будет доступ к аудитории и шанс продать свое творчество:

    Условия размещения разные, но стопроцентно гарантировано, что вы получите свою прибыль, если таковая будет, и к контенту никто придираться не станет. Распространитель заберёт себе от 4-х до 15-ти процентов, остальное же получите вы. Разумеется, существуют и российские распространители, но с ними надо быть очень осторожными. Если не нравится этот вариант, есть другой: создаём собственный лейбл и заключаем договоры с кем захотим.

    Алексей Морозов, музыкант, композитор и продюсер.

    Впрочем, есть и не слишком позитивный опыт размещения на различных сервисах. Не каждая группа может получать хороший доход со стриминговых площадок. Для этого, как минимум, необходима платежеспособная аудитория, которая готова отдать какое-то количество денег для прослушивания музыки исполнителя или в качестве поддержки. Свой опыт Надежда Тризна описала так:

    Стриминговые сервисы: Google Play Music, Яндекс.Музыка, Apple Music и другие. У меня этот пункт [заработка – прим.ред.]оказался на последнем месте, возможно, незаслуженно. Группа Kick Chill на таких сервисах присутствует, однако мы пока ничего с этого не получили. Тем не менее есть умельцы, которые что-то на этом зарабатывают.

    Надежда Тризна, редактор проекта «ЛьготОтвет» и барабанщица группы Kick Chill.

    Продажа мерча

    Мерч – это еще один популярный способ заработка на собственном творчестве. Непосредственно к созданию музыки он не относится. Зато помогает продвигать себя или свой коллектив среди потенциальных слушателей.

    Дмитрий Литвинов подчеркивает: известные исполнители открывают целые магазины с мерчем:

    Мерч – еще один пункт, на котором можно заработать. Многие известные артисты открывают онлайн и офлайн магазины товаров со своей символикой. В качестве примера приведу рэпера Оксимирона и его Oxxxyshop. В России этот источник доходов пока не так популярен, зарабатывают на нем лишь немногие.

    Дмитрий Литвинов, основатель сервиса BandLink.

    Мерч – это любой товар, на который нанесен логотип и/или название группы. От популярных футболок, стикеров и значков до велосипедов, вина или мебели. Естественно, на начальных этапах стоит ориентироваться на популярные недорогие товары, которые помогут раскрутиться и привлечь к себе внимание.

    Удобно то, что мерч можно продавать не только непосредственно на концертах, но и через интернет. Для этого достаточно иметь группу в социальной сети (например, «ВКонтакте»), на которую будут подписаны слушатели и интересующиеся жизнью музыканта/группы люди.

    При создании собственной линейки мерча желательно поинтересоваться у слушателей, что бы они хотели купить.

    Для этого есть две причины. Во-первых, людям нравится, когда с ними советуются и учитывают их мнение. Если учесть пожелания подписчиков, то они с большей охотой приобретут товар. Что, снова же, повысит узнаваемость вашей группы и может принести новых слушателей из окружения носителей мерча. Во-вторых, неподходящий мерч посетители группы просто не захотят покупать, и смысла в нем не будет вообще.

    Если вы хотите производить мерч, то учитывайте также и то, что у слушателей могут быть разные финансовые возможности. И иногда лучше выпустить несколько недорогих и маленьких товаров с низкой себестоимостью (например, стикеры или значки), чем одну дорогую толстовку премиум-класса с принтом. Спросом может пользоваться и нестандартный мерч, но нужно учитывать целевую аудиторию. Например, Надежда Тризна рассказывает случай из практики:

    Мерч – это продукция с символикой коллектива. Из предметов одежды наибольшим спросом пользуются футболки, остальное непредсказуемо, но тоже может сработать. К примеру, мы изготовили на пробу небольшую партию шопперов (тканевые сумки для покупок) – большую часть забронировали уже в день анонса. Некоторые делают кепки, майки, лонгсливы, поясные сумки, – всё это также находит своих покупателей.

    Отдельно стоит отметить мелкую атрибутику: значки, медиаторы, стикеры. У большинства слушателей редко есть свободные деньги, но какую-нибудь мелочь обычно все рады приобрести.

    Надежда Тризна, редактор проекта «ЛьготОтвет» и барабанщица группы Kick Chill.

    Также создание и продажа мерча может послужить хорошим способом сплотить слушателей и превратить их в фанатов.

    Это обычная психология: объединяющий фактор и отличительные знаки положительно сказываются на формировании сообщества, что важно для дальнейшего развития музыканта.

    Продажа носителей с музыкой

    Диски, аудиокассеты и виниловые пластинки – носители, которые до сих пор пользуются спросом у любителей музыки. Поэтому многие группы и исполнители охотно записывают и продают альбомы и синглы на концертах или через социальные сети.

    Надежда Тризна подчеркивает, что кассеты, винил или диски приобретаются чаще как сувенир для коллекции, нежели действительно для прослушивания, поскольку далеко не у всех сохранились специальные проигрыватели для них.

    Однако стоит трезво относиться к созданию подобных сувениров для своих слушателей и не делать распространенные ошибки:

    1. Не заказывайте дисков больше, чем сможете продать. Учитывайте, сколько в среднем к вам приходит слушателей на концерты и сколько из них купят диски. Да, оставшиеся после выездов можно попробовать продать в качестве мерча, но это займет много времени.
    2. Подготовьте аудиторию к выпуску альбома на диске, если продаете онлайн. Заранее оповестите, что хотите выпустить носитель с музыкой и будете его продавать. Заинтересуйте. И выпускайте диск, если увидите, что спрос на него будет.
    3. Не забудьте оформить авторские права на свою музыку. В противном случае кто-то может присвоить ее, и доказать свое авторство и право на использование будет сложно.

    Алексей Морозов к созданию и продаже носителей с музыкой относится довольно критично:

    Продажу компакт-дисков я отметаю сразу. Это большие затруднения и большие вложения, которые вряд ли окупятся. Сейчас гораздо проще и эффективнее распространять музыку в интернете.

    Алексей Морозов, музыкант, композитор и продюсер.

    Впрочем, если группа или исполнитель уже ездят с концертами или набирают много слушателей онлайн (в том числе в социальных сетях), то можно запустить продажу дисков или винила с автографами музыкантов. Это позволит одновременно повысить лояльность уже имеющихся слушателей (кто же не хочет автограф любимого исполнителя?) и заработать немного денег.

    Есть риск: если вы вложитесь в создание дисков и привезете их на концерт, они могут банально не продаться и будут лежать мертвым грузом.

    Создание и продвижение бренда

    Личный бренд музыканта или группы – основа популярности. С его помощью можно стать по-настоящему известным исполнителем. Слушатели часто наблюдают за жизнью любимого исполнителя: им интересно то, что с ним происходит. Поэтому страницы в социальных сетях должны быть приведены в порядок. Желательно активно их обновлять и радовать подписчиков новыми событиями и постами.

    Если нужен бренд для музыкальной группы, то для этого необходимо вести отдельную страницу в социальной сети. Там нужно публиковать события из жизни группы, смешные и не очень истории из практики (например, забавное происшествие на гастролях), информацию об участниках. И, конечно же, анонсировать продажу мерча, будущие концерты в разных городах и так далее. Кроме того, через страницу или группу можно общаться со слушателями, что подписчикам нравится и увеличивает охваты.

    Если не хватает времени, желания или навыков для ведения страницы в социальных сетях, можно нанять специального человека для этого. Кроме того, часто фанаты сами создают сообщества, если официальной группы нет.

    Алексей Морозов подчеркивает, что увеличение публичности и поиски аудитории в интернете позволят получить не только любовь и популярность, но и пожертвования на творчество (иначе «донаты»):

    … наращиваем собственную публичность: блоги, страницы в социальных сетях и, конечно, каким-то чудом сохранившиеся в интернете сайты, где мы можем разместить музыку бесплатно. Загружаем контент, делимся ссылками и… И привлекаем добровольные пожертвования.

    Алексей Морозов, музыкант, композитор и продюсер.

    Да, музыканты с какой-никакой активной аудиторией уже могут получать донаты от слушателей на развитие. Конечно, это вряд ли станет основным источником дохода, но позволит сократить расходы из собственного кармана на выпуск новых треков или создание мерча. Однако о пожертвованиях чуть ниже.

    Зарабатывать деньги на личном бренде можно не только благодаря донатам и продаже музыки или мерча. Дмитрий Литвинов отмечает, что раскрученные странички музыкальных исполнителей или групп могут размещать рекламу товаров или услуг, которая обычно дорого стоит:

    Аккаунты топовых артистов с большим количеством подписчиков хорошо монетизируются за счет рекламы. Комбо получают так называемые поющие блогеры, например, Ольга Бузова, DAVA, Morgenshtern, Джарахов, Катя Адушкина. Их фолловеры личностей становятся фанатами музыкального творчества и наоборот — фанаты присоединятся к соцсетям. Таким образом они собирают свои дивиденды на всех фронтах.

    Дмитрий Литвинов, основатель сервиса BandLink.

    Пожертвования и краудфандинг

    Получать благодарность за работу приятно. Поэтому можно создать кошелек или счет для тех слушателей, кто хотел бы поблагодарить исполнителя небольшим пожертвованием. Пока что такая практика не слишком распространена в сфере музыки, но игровые стримеры и блогеры умудряются зарабатывать на донатах сотни тысяч рублей. Поэтому перспективы у способа заработка отличные. Алексей Морозов подчеркивает, что слишком рассчитывать на донаты не стоит, поскольку люди не всегда готовы платить за музыку. Впрочем, утверждает эксперт, все не так мрачно – привлечь пожертвования все же можно:

    Пожертвования эти как у нас, так и за границей, привлекаются с трудом. Дело в том, что у нас и у них люди неохотно платят за музыку. Зачем платить, если можно слушать бесплатно? Это же действительно и для больших интернет-магазинов, которые предоставляют возможность бесплатного прослушивания. Нет-нет. Всё не так мрачно, пожертвования всё-таки привлекаются и музыку всё-таки покупают. В конце концов, Вы хотя бы получаете поиск, а этим пренебрегать не стоит. Всё зависит только тот Вашей целеустремлённости и упорства.

    Алексей Морозов, музыкант, композитор и продюсер.

    Однако не нужно лишний раз просить или напоминать подписчикам о донате: это выглядит как попрошайничество. Достаточно указать счет или номер кошелька в описании группы или под видео на канале YouTube.

    Есть еще один замечательный способ привлечь пожертвования – разместить проект по сбору на краудфандинговой площадке вроде Planeta.ru или Patreon. Это не совсем благотворительность со стороны слушателей: как правило, за пожертвования в случае успеха проекта положены какие-нибудь подарки, привилегии и так далее. Именно за счет подарков и привилегий краудфандинг приносит больше средств, чем обычные донаты. Но нужно быть готовым выполнить обещания спонсорам: не предлагайте то, чего не сможете сделать.

    Краудфандинг в первую очередь подходит для поиска средств на что-то крупное, но не слишком срочное: запись нового альбома, разработка и создание мерча и т.д. Например, группа СЛОТ и проекты «Нуки» и «МодеМ» уже неоднократно собирали деньги со слушателей на новые альбомы. И всегда успешно. Последний такой запуск позволил Дарии Ставрович собрать более 1 000 000 рублей на новый альбом буквально за месяц.

    Однако краудфандинг будет успешен только в том случае, если у группы уже есть активные поклонники или даже фанаты. Иначе жертвовать деньги даже за подарки будет просто некому.

    Сторонние проекты и группы

    Если остаются время и силы, можно попробовать принять участие в сторонних проектах других музыкантов. Например, вступить в состав какой-то более известной музыкальной группы при возможности – это будет отличной рекламой. Но такая роскошь доступна только хорошим музыкантам, поскольку плохих в подобные коллективы попросту не возьмут.

    Кстати, найти местечко в подобном стороннем проекте можно не только в реальной жизни. Алексей Морозов рассказывает, что в интернете тоже хватает любопытных мест, в которых стоит поучаствовать ради денег или рекламы собственного творчества:

    Помимо всего, есть интересные интернет-проекты, в которых вы можете поучаствовать как сессионный музыкант или как автор, можете предложить свои услуги большой компании. Это не всегда бесплатно и очень перспективно, но очень слабо распространено, и то только за границей, да к тому же очень большая конкуренция среди соискателей. Я, например, никогда не отказываюсь от возможности посотрудничать с подобными проектами.

    Алексей Морозов, музыкант, композитор и продюсер.

    Некоторые исполнители решаются писать музыку или тексты песен на заказ. Это не слишком благодарное дело, но подзаработать на этом можно легко. Услуга востребованная, так что покупателя найти легко. Кстати, продажа текстов может быть хорошим вариантом, если у вас есть какие-то неиспользованные тексты, которые не подходят к выбранному стилю или направлению.

    Также можно выступить в качестве сессионного артиста. То есть участвовать в различных чужих проектах на коммерческой основе в качестве дополнительного музыканта или «фоновой музыки»: например, играть в музыкальных паузах на телевизионных шоу.

    Уличная музыка

    Не самый престижный способ заработка, которым пользуются преимущественно студенты и начинающие музыканты. Хотя есть исполнители, которые специализируются только на уличных выступлениях, и чувствуют себя замечательно. Некоторые умудрялись зарабатывать по 60-80 тысяч в месяц.

    Считается, что уличные музыканты играют нелегально, но по факту это не так. Прямых запретов на игру на улице нет: главное не слишком громко музицировать, не материться и не нарушать общественный порядок.

    Уличный музыкант – довольно тяжелая профессия, как считает Алексей Морозов. И, конечно же, она должна быть достойно оплачена, тем более что такие исполнители развлекают людей и радуют их своей музыкой:

    Конечно, в Москве уличным музыкантам запрещено собирать деньги, но, во-первых, многие всё равно это делают, во-вторых, те, кто этого не делает, просто выставляют табличку с номером телефона, к которому прикреплена их банковская карта. И запрет соблюдён, и пожертвования получены.

    Ничего не имею против уличных музыкантов. Это тоже работа, притом работа довольно тяжёлая и не всегда в самых приятных условиях. И почему же, скажите, она не должна быть оплачена? Да, некоторые ходят по вагонам, кстати, таких становится всё больше. Многие из них горькие пьяницы, но я знаю человека, который таким образом заработал себе на дом. Может быть, это и плохо, но эти люди вас развлекают, делают определённую работу. Ведь многие же считают возможным отдать часть своих заработанных денег побирушке, которая работать во многих случаях просто не хочет, или тем, кого в эту страну вообще не звали.

    Алексей Морозов, музыкант, композитор и продюсер.

    Кстати, если вы хотите попытаться продвинуть свой основной проект игрой на улице или в переходе, не забудьте надеть на себя какой-нибудь мерч: например, футболку с названием группы.

    Желательно, чтобы по нему можно было легко найти ваше сообщество в социальных сетях. Люди на улице могут заинтересоваться вашей музыкой. С этой же целью можно оставить рядом с собой пачку визиток: кому будет интересно, тот возьмет себе одну и потом ознакомится с творчеством более детально.

    Выступления на различных мероприятиях

    Играть на корпоративах, в ресторанах или клубах в качестве «живой музыки», на официальных мероприятиях, может быть, не слишком почётно и интересно. Зато выгодно в финансовом плане. Музыкант, который специализируется на подобном заработке, редко может проявить индивидуальность. Но зато должен уметь попасть в ожидания аудитории. То есть, например, не играть рок на свадьбе или шансон в современном молодежном клубе.

    Алексей Морозов подчеркивает, что «кабатчик» должен уметь играть что угодно, когда угодно и на чем угодно. И тогда он может зарабатывать очень неплохие деньги:

    Кто такой кабатчик? Кабатчик или лабух обыкновенный – ресторанный музыкант. «Он живёт неплохо, он плут и выпивоха». Раньше он зарабатывал ещё на похоронах и в ЗАГСах, но теперь ему это делать запретили. Иногда это очень хороший заработок.

    Вообще, кабатчик – суперпрофессионал, когда не ленится, он играет что угодно на чём угодно в любом состоянии, один или в коллективе – это без разницы, лишь бы башляли, простите за жаргонизм. Башляют, кстати, на корпоративах, свадьбах и других торжествах, и очень неплохо, то есть настолько хорошо, что от участия в этих мероприятиях не могут отказаться даже суперзвёзды.

    Алексей Морозов, музыкант, композитор и продюсер.

    Действительно, на подобных мероприятиях очень часто платят, и платят действительно хорошо. Потому что заказать музыканта может позволить себе только состоятельный человек. И, как известно, в определенной кондиции люди становятся щедрыми и могут давать чаевые.

    Дополнительная деятельность

    Не музыкой единой живет музыкант. Поскольку на создание треков и продвижение группы нужны деньги, а в самом начале пути их вечно не хватает, то приходится браться за любую дополнительную работу. И в этом могут помочь навыки музыканта: на помощь или консультации всегда есть спрос, а вот предложения на рынке труда мало.

    Итак, вот несколько дополнительных способов заработать на создание и продвижение собственной музыки, если денег от исполнительской деятельности не хватает:

    1. Уроки музыки и вокала. Дети, подростки и даже взрослые нередко хотят научиться играть на музыкальных инструментах или петь. И многим по каким-то причинам не подходят специализированные учебные заведения. На частном репетиторстве можно неплохо зарабатывать – стоимость зависит от того, чему именно вы будете учить.
    2. Ремонт, настройка и обслуживание инструментов. Естественно, при наличии определенных навыков. Пользуется определенным спросом, поскольку профильные мастерские зачастую берут просто неприличные деньги.
    3. Музыкальная журналистика или блогерство. Занятие, которое одновременно поможет выполнить три задачи: заработать денег, прорекламироваться и удовлетворить желание просвещать других людей (если оно есть). Многие СМИ с удовольствием берут интервью у экспертов или покупают у них статьи для публикации.

    Кстати, по мере продвижения и развития вашего личного бренда вы сможете продавать некоторые дополнительные услуги значительно дороже. Согласитесь, что урок вокала от никому не известного музыканта и от любимца публики будет стоить совершенно разных денег.

    Как обстоят дела с заработком музыкантов за рубежом?

    Иногда кажется, что Европе или США музыканту проще раскрутиться и начать зарабатывать хорошие деньги. И это не безосновательно – там значительно проще собрать группу и начать записывать собственные треки. Однако иностранные начинающие музыканты точно так же сталкиваются с проблемой заработка денег.

    Впрочем, «микроклимат» для музыкантов за рубежом все равно более подходящий. Как отмечает Алексей Морозов, местные развлекательные заведения заинтересованы в большом количестве исполнителей, поскольку это полезно для привлечения посетителей. Однако и музыканты должны соответствовать ожиданиям и не халтурить:

    А что же за границей? Там всё по-другому. Там в большинстве случаев заведение заинтересовано в том, чтобы гости получали каждый вечер что-нибудь новое. Да, и здесь есть свои тонкости, но всё сводится к тому, что мы просто садимся в машину и едем. Правда, тут номер с самоиграйкой не прокатит, звук должен быть максимально живым насколько это возможно. У меня, например, живые бас и барабаны прописаны на студии, а гитару я доигрываю уже сам, но я гитарист, и, по их понятиям, совершенно не обязан уметь играть на чём-нибудь ещё.

    Кстати, эксперт отмечает, что зачастую выгодно выступать не в своей родной стране, а за рубежом:

    И ещё пара слов о загранице. Многие, и даже звёзды первой величины, ездят по контракту в Китай. Некоторые неизвестны здесь, но зато очень популярны там, некоторые просто продлевают контракты и вообще очень редко появляются на Родине, а кое-кто даже переводит свои песни на китайский. Но я подозреваю, что новый вирус сильно осложнит жизнь этим людям.

    Алексей Морозов, музыкант, композитор и продюсер.

    В частности, в Китай уезжают выступать и известные в России исполнители. Например, Витас благодаря своему голосу довольно быстро завоевал сердца китайцев и теперь считается одним из самых популярных иностранцев.

    В мировой практике музыканты точно так же прибегают ко множеству способов монетизировать свое творчество.

    Из нестандартных способов можно выделить один из самых ярких и пока что не прижившихся у нас – стриминг. Некоторые исполнители транслируют в сеть то, как они играют, поют или репетируют. При этом музыканты взаимодействуют с аудиторией, играют песни на заказ или просто общаются со слушателями. Стрим может быть платным либо бесплатным. Кроме того, часто зрители кидают музыкантам донаты. Эдакая «уличная игра» в интернете, если проводить аналогию.

    В целом, за рубежом у музыкантов дела идут примерно так же, как и в России. Надежда Тризна отмечает, что иностранный андеграунд тоже не купается в роскоши, как и отечественный, и старается выжить похожими способами:

    Про ситуацию с западом сказать сложнее, поскольку общение с тамошними единомышленниками редко касается финансов. В целом ситуация выглядит очень похоже: особой прибыли с музыки андеграундные музыканты не имеют, «выживают» примерно за счет тех же способов. Из плюсов, имеющихся у них, можно упомянуть развитую систему сквотов. Она помогает выстраивать нужные связи и, пожалуй, даже нередко находить необходимые средства.

    Надежда Тризна, редактор проекта «ЛьготОтвет» и барабанщица группы Kick Chill.

    Сквоттинг – практика, благодаря которой единомышленники могут собраться на одной территории, жить и работать рядом, помогать друг другу и, как подчеркивает эксперт, заводить полезные связи.

    В остальном же иностранные музыканты мало чем отличаются от отечественных. У всех примерно одинаковые проблемы и способ их решения.

    Источник