Еще несколько лет назад считалось, что Россия сидит на «нефтяной игле», и любые перемены на рынке энергоресурсов ударят по экономике страны. С тех пор в России появилась политика импортозамещения, но нефть и газ – по-прежнему важнейшие ресурсы. А что будет, когда они начнут заканчиваться в недрах?
Как нефть, так и газ сопровождают человеческую цивилизацию с самого начала её появления. Однако своё промышленное применение они получили лишь с начала XIX-го века, когда:
По истечении двух столетий эти два вида углеводородного сырья стали играть ключевую роль в современной экономике. Вопрос: надолго ли?
Сроки исчерпания основных углеводородных ресурсов
Сегодня веб-страницы интернета пестрят заголовками, посвящёнными этому вопросу. Ещё бы, ведь тема более чем актуальная. Политики и руководители разных уровней спешат заработать на ней очки, а учёные – внести своё имя в историю.
Появился даже специальный термин «пик нефти», теоретическое обоснование которому в 1956 году выдвинул известный американский геофизик Мэрион Кинг Хабберт. То есть – максимум уровня нефтедобычи, после чего наступит (Нет, пока ещё не конец света в прямом – энергетическом смысле этого слова, хотя некоторые авторы и оперируют понятием краха мировой экономики, представляя в качестве убедительного аргумента доклад Римскому клубу «Пределы роста», датированный 1972 годом) неизбежный спад. Моментом свершения столь апокалиптического события в мировой экономической истории был выбран 2000 год.
Время внесло свои коррективы, хотя сбрасывать со счетов эту проблему никто не собпирается. Нечто подобное ожидает и природный газ.
Дело в том, что эти невозобновляемые (тут есть некоторые сомнения) природные ресурсы, запасы которых, согласно официальных источников (очень часто противоречащих друг другу) оцениваются в 1,734 трлн баррелей нефти и 196,8 трлн м3 газа (данные из статистического отчёта British Petroleum в 2020 году), могут продолжать обеспечивать мировую экономику при сохранении уровней потребления, на протяжении:
Окончание нефтегазовой эпохи в России
Ничуть не лучше ситуация и в нашей стране. Согласно недавнему заявлению Александра Козлова – министра природных ресурсов и экологии РФ, разведанных запасов нефти, нам будет хватать ещё 59 лет; а природного газа – 103 года. Ему вторит руководитель Федерального агентства по недропользованию, на основании итогов инвентаризации, утверждающий о возможности извлечения нефти из отечественных месторождений в течение 58 лет, а с учётом требований рентабельности и того меньше – 19 лет.
Реалии нынешних дней, а если быть более точным, то – 2020 года, показывают снижение добычи нефти и газа. В прошлом году наши нефтяники и газовики сумели извлечь из отечественных недр:
Это, конечно же, не энергетический (нефтегазовый) кризис, но тревожный звоночек, который заставляет призадумываться. И вот о чём. Сегодня – в 2021 году, когда среднесуточная добыча нефти составляет 10,26 млн баррелей, а газа – 10,35 млн м3, интересно было бы узнать: куда девается всё это огромное энергетическое богатство?
А вот куда: значительная часть, полученной нефти и извлекаемого из отечественных недр газа, уходит за рубеж (400 млн т одной только нефти каждый год, что равнозначно одной железнодорожной цистерне, ёмкостью в 75 т на каждые 5 секунд), формируя тем самым бюджет страны на… (?). Здесь фигурирует цифра, составляющая порядка 14,5% ВВП.
Сторонники экономической стабильности России, к числу которых можно отнести и специалиста из Московского Центра Карнеги Андрея Мовчана, настаивают на том, что нефтегазовая индустрия лишь на четверть обеспечивает уровень ВВП нашего государства. Но это – смотря как считать. Учитывая значительный уровень зависимости от нефтегазового сектора торговли и прямой поток нефтедолларов, эта цифра возрастёт до 67-70%. А это уже критично.
Оставшаяся часть нефти и природного газа или используется в качестве топлива, или перерабатывается, чтобы опять же стать топливом – бензином, керосином, мазутом, дизельным топливом или сырьём для изготовления пластмасс, плёнки, синтетических тканей, лаков, красок, моющих средств, ядохимикатов и удобрений.
Резюмируя, получаем, что значительная часть экспорта и продукция газо- и нефтепереработки – это то, без чего рискует остаться Россия в случае полного исчерпания нефтегазовых ресурсов!
Мировая экономика
Что будет происходить на планете по мере истощения голубого топлива и чёрного золота? Сценариев развития подобного сюжета в мировой литературе и кинематографе предостаточно. Есть и более реальные факты из прошлого:
«1973 год. Арабо-израильская война спровоцировала глобальный нефтяной кризис, поставивший на колени ряд страны Европы и США. (Вот что такое настоящие санкции – это совсем не то, что нынешние). В результате чего цены на топливо просто взлетели, вызвав взрыв негодования со стороны населения и чрезвычайные меры со стороны правительства. Поняв, что в этом вопросе шутки с арабами очень плохи, союзники Израиля быстро пошли на попятную. Внеся коррективы в свою ближневосточную политику. Через полгода ситуация с поставками нефти нормализовалась».
Но по сравнению с тем, что, вполне возможно, придётся перенести экономикам зависимых от нефтегазовых поставок стран, это всего лишь цветочки. Хотя процесс идёт медленно, и у ведущих держав планеты, да и не только у них, есть ещё время.
За прошедшие полстолетия доля нефти, затрачиваемой на производство энергоресурсов, упала с 43 до 33%. Правда ей на смену в наибольшей степени пришёл природный газ. Но параллельно ему всё более и более активно находят применение иные виды топлива: нетрадиционные нефть и газ, каменный уголь, торф, биоресурсы, а также набирает темпы альтернативная энергетика.
В общем и целом: от огромного потока финансовых поступлений, получаемых за счёт реализации нефти и газа, необходимо отвести серьёзный поток в сторону иных возможностей. Что, собственно говоря, уже и происходит. Фактически, – мы все уже живём в начале пост нефтегазовой эры. (Каменный век, бронзовый век, железный век – дровяной век, угольный век, нефтегазовый век, мульти энергетический век.)
Простой обыватель
А чем же всё это грозит рядовому члену современного общества? Ответ ясен, ведь подобные метаморфозы неоднократно случались в истории человечества. Пережив ряд жизненных неурядиц и финансовых потерь, обусловленных неизбежным ростом цен, переходом на другие виды энергоносителей и топлива, возможной сменой работы, места жительства и средств передвижения, человек в обязательном порядке приспособиться к новым условиям. Подчас найдя их многообещающими и комфортными.
Иного просто-напросто не дано. Жизненно необходимо делать ставку на инновации, вкладывая силы и средства в альтернативные сегодняшним реалиям возможности. Иначе можно опоздать и не успеть наверстать упущенное.
Мы уже наблюдаем, как активно в нашу жизнь внедряются солнечные батареи, повсеместно экономится энергия и горючее, осуществляется переход на новые виды (нередко среди них встречаются хорошо забытые старые, но модифицированные модели и средства) транспорта, производится переход на иные системы отопления. Процесс набирает силу, желающие осваивают новые профессии и делают свою карьеру на новом поприще.
Кто-то активно вкладывает сюда свои финансовые средства, инвестируя их в альтернативную энергетику в расчёте на солидные дивиденды.
Каков же может быть выход из создавшейся ситуации?
Разумеется – выход есть и не стоит драматизировать ситуацию, как делают это некоторые аналитики. Исчерпание нефти и газа не поставит крест на человеческой цивилизации. Ведь на протяжении тысячелетий люди могли обходиться без них, обеспечивая себе достаточно сносные условия существования.
Во-первых, необходимо поставить жирный знак вопроса к словам «исчерпание» и «невозобновляемые». Так как никто не может дать даже приблизительной оценки нефтегазовых ресурсов нашей планеты. Доказательством этому служит:
Вывод: нужна оснащённая на самом современном уровне, хорошо организованная, геологоразведка. Доказательство: открытие 3-х крупнейших месторождений на Таймыре, в районе Карского моря с 4 млрд барр залежей в нефтяном эквиваленте.
Во-вторых, следует всё более активно заниматься использованием:
В-третьих, ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов возможности традиционной энергетики: атомной, гидравлической и тепловой (работающей на самых разнообразных видах топлива), имеющей все возможности для дальнейшего развития.
Не исключено, что где-то на стыке всех этих возможностей и будут найдены наиболее приемлемые альтернативы использованию нефти и газа, вполне способные составить им конкуренцию даже в финансовом плане. Не зря же ведущие мировые аналитики рассматривают акции «зелёных» компаний в качестве одного из привлекательнейших инструментов для инвестирования. А администрация Джо Байдена планирует вложить в сферу развития чистой в экологическом плане энергетики 2 трлн долларов.