Из-за самоизоляции подавляющее большинство россиян «прилипает» к экранам телевизоров. Те, кому пялиться в ящик долгие годы было просто некогда и те, кого этот ящик искренне раздражал, вынуждены в силу обстоятельств щелкать кнопками пультов и лениво просматривать десятки каналов. Которые в подавляющем своём большинстве вещают клонированные новости и клонированные концерты-музыкальные конкурсы. Побрюзжим?
Смотришь конкурс в Сопоте, и глотаешь пыль…
В. Высоцкий
Фармакологическая поэзия
А вы наслаждались шедеврами поэтов от фармакологии? «Их тут десять миллионов…» Душа радуется! Или про сухой и влажный кашель… Или вот – помните – «конгениальный – значит, родной…» Это же Гомер! Это Илиада каждые сорок минут! Одиссея! А в последние году лавры гениев фармапоэзии разделили гении пищепрома. Впрочем, возможно, это одни и те же.
Вообще, уровень рекламы на российском телевидение давно разглядывает плинтус снизу. И всё бы ничего, не хочешь – не смотри, но ведь самоизоляция, приходится. Стало быть, и мысли лезут. И сравнения.
Например, включаем первый канал – там какой-нибудь песенный конкурс. Второй – там какой-нибудь песенный конкурс. ТНТ, СТС – песенный конкурс. НТВ даёт отдых расшатанным песенными конкурсами нервам, но ненадолго. На НТВ – рассказы о нелёгкой судьбинушке отечественных шоу-метеоров. А потом все федеральные каналы – кроме совсем уж развлекательных – только что не перебивая друг друга начинают пропагандировать. Это у нас теперь называется ток-шоу.
Ну, впрочем, может быть кому-то всё это интересно. Первый, второй, даже третий просмотр всяких там песенных шоу пожилой даме на самоизоляции могут дать чуть-чуть эстетического наслаждения. Потом даже у пожилой дамы на самоизоляции от всего этого возникает рвотный рефлекс. Потому что слишком много одного и того же, и слишком мало фантазии.
Вдумчивый телезритель, надо полагать, кроме новостей и фильмов «по ящику» ничего не смотрит. Да и новости здесь всё больше повторяют то, с чем уже можно было ознакомиться в интернете. Игнорировать телевидение? Бойкот объявлять, коль на всех каналах скопом байда и пошлятина?
Самоизоляция. Не до бойкотов телевизору, двери закрыты, обувь на полках. Телек – окно в мир, какое бы оно ни было.
Странно только, что рекламы слишком много. Слишком. Причём, как увидим ниже, количество рекламы совершенно не зависит от того, сколько даёт телеканалу на жизнь государство, если им владеет. Этого мусора и на частных телеканалах, и на государственных, – все они в той или иной степени «подпитываются» из бюджета, – равное количество. Это, надо заметить, в некоторой степени от жадности. Не столько для выживания телеканалов, а от элементарного стяжательства. Ведь большинству федеральных каналов немалую часть затрат на вещание покрывает государство. А реклама – это такой приятный для телевизионщиков бонус, позволяющий им раздуваться от сознания богатства и важности.
В 2020 году из российского бюджета на средства массовой информации выписано 94,8 миллиарда рублей. А за три ближайших года, как планируется, на поддержку ВГТРК («Россия 1», «Россия 24» и «Россия К»), Первого канала, НТВ и RT Россия потратит около 150 миллиардов рублей.
Государство компенсирует каналам расходы на распространение в малых городах с населением менее 100 тысяч человек. Но некоторым, даже не самым популярным телеканалам, таким как «Звезда», «Россия К» или «Общественное телевидение России», оплачивают миллиарды на производство и закупку контента. Только ОТР на эти цели ежегодно выделяется 3 миллиарда рублей.
Как зарабатывают телеканалы?
Телевидение, что ни говори, штука сложная – деньги здесь зарабатывают не только рекламой, есть множество возможностей. Некоторые телеспецы поделились тем, как это делается. Вот как.
Чаще всего за количество зрителей платят рекламодатели. Есть специальные компании, которые измеряют аудиторию и определяют, сколько человек посмотрело конкретную программу. Чем больше аудитория, тем больше получит телеканал. Все большие эфирные каналы так работают. Отсюда и погоня за рейтингом.
Если вы смотрите зарубежный кинофильм или сериал, то телеканал отчисляет процент его правообладателю. Эти деньги получает не актёр или режиссёр, а компания-производитель фильма.
Еще один источник дохода телеканалов (правда, сильно уступающий рекламе) – продажа передач. Сначала телеканал вкладывается в производство, и если телепроект удался, его продают каналам попроще или в соседние страны.
Телеканалы и продюсерские компании продают друг другу не только сами передачи, но и «форматы» (типа «Кто хочет стать миллионером», «Поле чудес», «Своя игра» и т.д.).
Еще один вариант – подписка. По сути, зрители «скидываются» на вещание канала. Так работают кабельные телеканалы с абонентской платой для зрителей. Хотя и для них важнейшим источником дохода остается реклама.
Есть несколько моделей работы телеканалов. Основных две: связная и лицензионная. Работая по первой модели, телеканал платит оператору связи, работая по второй, оператор связи платит телеканалу за каждого своего абонента. По первой модели работают в основном телемагазины: они платят оператору связи. По чистой лицензионной модели обычно работают иностранные, да и некоторые наши каналы без рекламы, не имеющие лицензии на эфирное вещание. Платные каналы вынуждены размещать рекламу, чтобы повысить доход. Доход сравнительно невысок, потому что цена на спутниковое и кабельное ТВ у нас низкая из-за высокой конкуренции и низкой платежеспособности населения.
Спрос на платное ТВ в последнее время падает – вниманием зрителя правит интернет.
Чьё телевидение?
Вот кому принадлежат основные федеральные каналы в России (данные из открытых источников):
Первый канал
- Росимущество – 38,9 процента. Акции под контролем государства.
- ОРТ-КБ, Растрком-2002 и Эберлинк-2002 – 49 процентов. Акции контролируются структурами Романа Абрамовича и являются собственностью частных лиц.
- ИТАР-ТАСС – 9,1 процента. Является центральным государственным информационным агентством России, акции контролируется государством.
- Телевизионный передающий центр (телецентр) – 3 процента. Является государственной собственностью.
Итого: 51 процент акций принадлежат государству, 49 процентов – частным лицам.
Россия 1, Россия 2, Россия 24, Россия К, EuroNews, Бибигон, Моя планета, Спорт 1, РТР-Планета
Входят в состав Государственного Унитарного Предприятия ВГТРК. ВГТРК – Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания – российская медиа-корпорация.
Итого: 100 процентов акций принадлежат государству.
ТВЦ
- Город Москва (Департамент имущества г. Москвы) – 99 процентов.
- ЗАО «Промторгцентр» – 1 процент. Учредители частные лица.
Итого: 99 процентов акций принадлежат государству, 1 процент – частным лицам.
НТВ и ТНТ
Газпром Медиа – 100 процентов. Холдинг принадлежит Газпромбанку. Реальный контроль осуществляет государственный «Газпром». Контроль над Газпромбанком принадлежит негосударственному пенсионному фонду «Газфонд» (50 процентов плюс 1 акция). Российскому газовому монополисту ОАО «Газпром» принадлежит ещё 41,7 процента акций. Еще 6,3 процента акций принадлежит ООО «Новые финансовые технологии», 99,99 процента долей которого принадлежит самому Газпромбанку.
Итого: 100 процентов акций принадлежат государству.
СТС, Домашний, Перец
СТС Медиа – 100 процентов. Основные акционеры на июль 2007 — Modern Times Group Broadcasting AB (39,8 процента) (Швеция), ABH Holdings Corporation (структура Альфа-банка, 26,49 процента), фонды под управлением Baring Vostok Capital Partners (3 процента), группа Access Industries Леонарда Блаватника (6,1 процента) и 25 процентов акций торгуется на NASDAQ.
Итого: 100 процентов акций принадлежат частным лицам.
РЕН ТВ
- Национальная медиа группа – 68 процентов.
- ООО «РТЛ Русланд» – 30 процентов. Немецкий частный акционер.
- ООО «Медиахолдинг РЕН ТВ» – 2 процента. Акции под контролем телеканала.
Итого: 100 процентов акций принадлежат частным лицам.
ТРК «Петербург-Пятый канал»
- ЗАО Национальная медиая группа 72 процента.
- Администрация Санкт-Петербурга – 18,5 процента. Акции под контролем государства.
- Банк ВТБ – 1 процент. Государственный банк.
- В собственности ТРК Пятый канал – 8,5 процента.
Итого: 28 процентов акций принадлежат государству, 72 процента – частным лицам.
ТВ3 и MTV Россия
ООО «Проф-Медиа» – 100 процентов. Частная Российская медийная компания, входит в группу промышленной компании «Интеррос».
Итого: 100 процентов акций принадлежат частным лицам.
МУЗ-ТВ
- «АРС рекордс» – 25 процентов. Компания занимается выпуском музыкальных проектов ,владелец –продюсер Игорь Крутой.
- «ЮТВ Раша Холдинг» (UTV Russia Holding) – 75 процентов. Медийная компания Алишера Усманова и Ивана Таврина
Итого: 100 процентов акций принадлежат частным лицам.
7ТВ
«ЮТВ Раша Холдинг» (UTV Russia Holding) – 100 процентов. Медийная компания Алишера Усманова и Ивана Таврина.
Итого: 100 процентов акций принадлежат частным лицам.
Телеканал Звезда
Медиа группа «Звезда» –100 процентов. Акции под контролем Министерства обороны Российской Федерации посредством ФГУП ЕТРС ВС РФ.
Итого: 100 процентов акций принадлежат государству.
А теперь давайте вспомним, есть ли разница в количестве рекламного мусора, забрасываемого государственными и частными телеканалами? Нет разницы. Мало того, похоже, эти змии договорились – и пускают рекламные блоки в одно время, так что переключай канал, не переключай, всё равно от фармапоэзии никуда не денешься. А потом от музыкального конкурса или концерта. Или ток-шоу. А ведь было когда-то телевидение…
Улицы пустели
Вероника Загайнова, журналист с тридцатилетним стажем, вспоминает щенячий восторг, что она испытала в детстве: появился второй канал:
– Помню, пришла из школы. Телевизор был – «Чайка», каналы переключались круглой рукояткой. Я любила ею пощёлкать: настройка была такая, что в разном положении в разные дни единственный – первый – канал показывал с разной степенью качества. Вот щелкнула раз, другой – и вдруг кино! Как сейчас помню: показывали фильм «Про Красную Шапочку». А вечером – «Спокойной ночи, малыши!» – это ж счастье, каждый день мультик! Ещё не могу забыть «Приключения Электроника» – улицы вымирали, мы, детвора, прилипали к экранам. Наверное, в те времена родители могли потребовать абсолютного послушания под страхом лишения права на просмотр телепрограмм…
Все помнят программу «Время», на первой программе ЦТ уже в 1960-е годы выходило аж три выпуска новостей – утренний, дневной и вечерний… Телеспектакли и «Очевидное-невероятное», «Шахматная школа» и «Музыкальный киоск», «Человек и закон» и «Русская речь»… Юмор «Кабачка 13 стульев» или «Вокруг смеха»… И, конечно, «Голубой Огонёк», который ждали, который олицетворял Новый Год, который собирал всех «небожителей» – такое бывало один раз в году, что было особенно ценно. Программ и участия «звёзд» в них было в меру, и потому ко всему относились с интересом. Нынче же от обилия этих самых «небожителей» на каждом канале ежечасно экран просто пестрит. И перестают «небожители» таковыми казаться, и начинаешь вдруг понимать, что знаменитый и богатый певец не умеет петь, а титулованный юморист не может заставить зрителя смеяться, разве что от неловкости за его бездарность…
Поневоле вспомнишь Йозефа Швейка с его незабываемым «Излишество вредит». Было всего два канала – но от передач по этим каналам было не оторваться. Сейчас каналов сотни – а посмотреть нечего, вроде переключаешь – а ощущение, что вовсе не переключаешь. Быстрее бы окончилась самоизоляция…