Президент Казахстана заявил, что 162 человека в стране сосредоточили большинство национальных активов. Откуда взят этот показатель и насколько велико расслоение в Казахстане в сравнении с другими странами, разбирался РБК
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в пятницу, 21 января, заявил, что разрыв в доходах между богатыми и бедными в республике достиг недопустимого уровня, сыграв роль «зажженной спички и пороховой бочки» для январских протестов и беспорядков. «Международные эксперты утверждают, что всего 162 человека владеют половиной состояния [страны]», — сказал Токаев.
«162 человека» — условный показатель. Он заимствован из обзора KPMG по Казахстану и Центральной Азии от 2019 года (.pdf), в котором в качестве исходных были использованы данные из доклада Credit Suisse Research Institute о богатстве в мире за 2018 год. На основе данных Credit Suisse в казахстанском KPMG тогда оценили, что 0,001% взрослого населения страны, или 162 индивида, владеют состоянием в размере $50 млн и более (каждый), или в сумме около 55% совокупного национального богатства. Речь идет о неравенстве между богатыми и бедными в распределении активов, а не доходов. В Credit Suisse РБК заявили, что на данный момент не располагают актуальными данными по численности казахстанцев с состоянием выше $50 млн и доле национального богатства, которой они владеют.
По доле граждан с активами дороже $50 млн во взрослом населении страны (0,001%, по данным KPMG) Казахстан не демонстрирует высоких показателей. Например, в России по итогам 2020 года насчитывалось 2967 таких сверхбогатых индивидов, или 0,0027% взрослого населения: доля более чем в два раза выше, чем у Казахстана. Еще выше доля граждан с состоянием более $50 млн во взрослом населении США — 0,044%, следует из данных Credit Suisse за 2020 год. Относительный показатель Казахстана (если считать, что он не сильно изменился по сравнению с 2018 годом) сопоставим с Бразилией и Индией. Но, в отличие от этих стран, взрослое население Казахстана немногочисленно — 12,2 млн человек.
По оценкам Лаборатории неравенства в мире, которая использует другой подход, оценивая, сколько национального богатства приходится на 1% населения страны, Казахстан находится в середине списка стран по этому параметру, проигрывая не только России и США, но и, например, Германии со Швейцарией..
По индексу Джини (отражает степень неравенства в доходах), рассчитанному Credit Suisse, Казахстан тоже далек от первых мест — 76,4% за 2020 год. Чем ближе показатель к 100%, тем более неравномерно распределены доходы в стране. Для сравнения: в Бразилии этот показатель составляет 89%, в России — 87,8%, Индии — 82,3%, Мексике — 80,5%, Египте — 79,2%, следует из данных Credit Suisse. В расчетах индекса его аналитики опираются на данные официальной статистики Казахстана. Но, например, официальный уровень бедности в Казахстане, который в 2020 году составил 5,3%, сильно отстает от оценок Всемирного банка, считающего, что он достигал 12–14%.
«Пандемический кризис обострил расслоение, сильнее всего ударив по людям с низкими доходами и занятым в неофициальном секторе экономики, доля которого в структуре ВВП, по официальным оценкам, превышает 20%. <…> Главным катализатором протестов, судя по всему, стала именно фрустрация населения с низкими доходами», — отмечает «Ренессанс Капитал».
Экономисты ВШЭ утверждают, что одним из лидеров по концентрации богатства в руках меньшинства является Россия. По сосредоточению богатства у самых обеспеченных граждан Россия — один из двух мировых лидеров наряду с США, отмечают они. По оценкам Лаборатории неравенства в мире, 1% богатейших россиян в 2021 году владели почти 48% национальных активов. По данным Credit Suisse (методологии различаются), аналогичный показатель концентрации богатства у 1% граждан для России по итогам 2020 года составлял 58%. В среднем по миру этот показатель составляет около 45%.