Россия и Китай подписали «дорожную карту» по увеличению двусторонней торговли товарами и услугами до $200 млрд к 2024 году. За счет чего стороны планируют наращивать торговый оборот — в материале РБК
Россия и Китай по итогам саммита в Пекине приняли «дорожную карту» по наращиванию двусторонней торговли товарами и услугами до $200 млрд к 2024 году, сообщило Минэкономразвития России, отвечавшее за подготовку документа наряду с Министерством коммерции КНР. По итогам 2021 года взаимный товарооборот поставил новый рекорд — $140 млрд, сообщил днем ранее президент России Владимир Путин в статье для китайских государственных СМИ. «Уверенно движемся к поставленной цели — довести объем торговли до $200 млрд в год», — написал Путин.
Китай является номером один среди торговых партнеров России, если не считать оборот с Евросоюзом как блоком из 27 стран. В 2020 году общий оборот торговли товарами и услугами России (экспорт плюс импорт) составил около $680 млрд, из которых на долю Китая пришлось $110 млрд, согласно комбинированным данным ФТС и Банка России (таможня ведет статистику внешней торговли товарами, ЦБ — услугами). Торговля со всеми странами Евросоюза достигала $260 млрд.
Для Китая Россия менее важный торговый партнер: в 2021 году товарооборот КНР с остальным миром (не считая услуг) превысил $6 трлн, из которых 12%, или $756 млрд, пришлось на США. Исходя из показателя товарооборота, приведенного Путиным ($140 млрд), доля России в китайском товарообороте составляет 2,3%.
Что написано в «дорожной карте»
Как следует из «дорожной карты» (официальное название — «Дорожная карта по высококачественному развитию российско-китайской торговли товарами и услугами»), которая есть в распоряжении РБК, данные Главного таможенного управления КНР и ФТС России о двустороннем товарообороте достаточно близки: по подсчетам китайской стороны, в 2020 году он составлял примерно $108 млрд; по информации ФТС — $104 млрд. По данным ФТС, дефицит в торговле товарами с Китаем в 2020 году составил около $6 млрд.
По данным китайской таможни, основу китайского экспорта в Россию составляет электромеханическая продукция (машинное оборудование, электронная продукция, транспортные средства — $29,4 млрд, или 58% экспорта). Основу российского экспорта в Китай в 2020 году формировало минеральное топливо (в основном сырая нефть и уголь — $32,1 млрд, или 65,4%), указано в «дорожной карте». Торговля услугами занимает скромное место в общем торговом обороте — лишь $6,1 млрд в 2020 году.
По расчетам китайской стороны, приведенным в документе, к 2024 году экспорт товаров и услуг из Китая в Россию может достигнуть $93 млрд, что в 1,9 раза превысит показатель 2018 года.
- Прирост в поставках базовых промышленных товаров из Китая может составить 50% (все сравнения к базе 2018 года) в основном за счет транспортных средств (автомобили, комплектующие для транспорта железных дорог и метро), нефтехимии, стройматериалов, металлических изделий и т.д.
- Текстиль, одежда, обувь, мебель, игрушки — прирост примерно на 36%.
- Сельскохозяйственная продукция — увеличение на 25% за счет поставок китайских овощей, фруктов, продукции водного промысла.
В свою очередь, Россия планирует нарастить экспорт в Китай в 1,8 раза к 2018 году, до $107 млрд:
- по энергетическим товарам — на 50% (в основном за счет расширения поставок нефти и газа, включая СПГ);
- по агропродовольственным товарам — в 2,8 раза (за счет расширения российских поставок зерновых, растительных масел, кормов, рыбы);
- по промышленным товарам — в 2,2 раза (металлы, летательные аппараты, турбореактивные двигатели, топливные элементы для АЭС, химическая продукция, пиломатериалы и т.д.).
«Планируется, что Россия увеличит экспорт в КНР энергетических ресурсов, электрооборудования, летательных аппаратов и частей к ним, турбореактивных двигателей, товаров для атомной отрасли, радиолокационного и радионавигационного оборудования, инструментов и аппаратов оптических, отдельных видов железнодорожной и морской техники, продукции химической и нефтехимической промышленности, лекарств, изделий из древесины, продовольствия, а также услуг <…>», — отмечается в «дорожной карте».
Планы, изложенные в «дорожной карте», оперируют стоимостными показателями, однако, например, в 2021 году значительный прирост экспорта в Китай в деньгах был во многом обусловлен повышением международных цен на сырье. Средняя цена экспорта российской сырой нефти в Китай, по данным ФТС, в январе—ноябре 2021 года составила $67,5 за баррель (в 2020 году было около $43). В натуральном выражении поставки нефти из России в Китай в январе—ноябре 2021 года снизились к аналогичному периоду 2020 года почти на 6%.
Какие проблемы отмечены в двусторонней торговле
Российская и китайская стороны признают, что в будущем сотрудничество двух стран столкнется с большим числом негативных факторов, таких как унилатерализм (односторонние меры торгово-экономического характера), протекционизм, «переосмысление экономическими субъектами концепций национальной безопасности», злоупотребления мерами экспортного контроля, обострение геополитической напряженности, рецидивы инфекционных заболеваний, последствия природно-климатических изменений и катастроф.
В российско-китайской торговле есть торговые барьеры. В день визита Путина в Китай Россельхознадзор снял ограничения на поставки в Россию китайских цитрусовых, введенные год назад. В то же время больше года продолжался запрет Китая на импорт российской рыбы, из-за чего российские добытчики минтая недополучили $400 млн, до тех пор пока китайские порты Далянь и Циндао в январе 2022 года не возобновили прием российской рыбы.
На фоне западного санкционного давления Россия и Китай сокращают долю американского доллара во взаимных торговых расчетах. Хотя российские компании оплачивают импорт из Китая по-прежнему в основном долларами (58% за девять месяцев 2021 года), доля расчетов за импорт в рублях и юанях увеличилась до 31% — по сравнению с менее чем 9% в 2014 году, следует из статистики Банка России. Для российских экспортеров в Китай основной валютой расчетов стал евро — 48% за девять месяцев 2021 года — против 37% у доллара. Новый контракт «Газпрома» на поставку в Китай 10 млрд куб. м газа в год на протяжении 30 лет также заключен в евро, что соответствует стремлению обеих стран уходить от доллара во взаимных расчетах, сообщил Reuters со ссылкой на отраслевой источник в Пекине.