Рост потребительских цен в России в июне достиг 6,5% год к году, ускорившись по сравнению с 6% в мае, сообщил Росстат. Драйверами июньской инфляции стали стремительно дорожающие овощи и стройматериалы
Инфляция в России в июне ускорилась до 6,5% к аналогичному месяцу предыдущего года по сравнению с 6% в мае (год к году), сообщил Росстат. При этом рост цен на непродовольственные товары догоняет продовольственную инфляцию — 7,9 против 7,04% (в мае было 7,4 против 6,7%).
Как следует из данных Росстата и Банка России, индекс потребительских цен в июне 2021 года обновил максимальное значение с лета 2016 года (в сентябре того года инфляция составляла 6,4%, в августе — 6,9%).
Однако в июне по сравнению с маем рост цен составил 0,69% — меньше, чем в мае к апрелю (0,74%). Это замедление дало повод министру экономического развития Максиму Решетникову недавно заявить, что «рост инфляции начинает выдыхаться». Министерство рассчитывает, что в июле будет «последний негатив», а в августе будет зафиксирована дефляция (снижение цен).
Росстат также отдельно сообщил, что в еженедельный мониторинг цен включены дополнительные товары из ежемесячного перечня, а именно древесно-стружечные плиты, доски, металлочерепица и поездка на отдых в Турцию. В связи с этим цены за период с 29 июня по 5 июля выросли на 0,46% — больше, чем ожидалось ранее.
Импортируемая инфляция
Постоянная цель Банка России по инфляции в годовом выражении — вблизи 4%, однако начиная с 2020 года рост цен вышел за пределы таргета, в первую очередь из-за роста мировых цен на продукты питания. Министр экономики Максим Решетников говорил в марте, что инфляция «по большому счету импортирована с мировых продовольственных рынков». В апреле министр заявил, что основным каналом для инфляции в России стал экспорт (Россия является крупным экспортером пшеницы, подсолнечного масла и т.д.), что отражается на ценах внутреннего рынка. В ответ на это правительство приняло ряд административных мер по ограничению экспорта продовольствия.
В июне продовольственные товары подорожали за год даже больше, чем в феврале (предыдущий пик роста цен на продукты питания в России, 7,7%), следует из данных Росстата. По сравнению с маем больше всего подорожали свекла (+58,4%), морковь (+37%), картофель (+20,3%), хотя цены на огурцы снизились на 21,8%, помидоры — 16,2%, бананы — 4,5%.
Из непродовольственных товаров взрывной рост стоимости (в июне к июню предыдущего года) показали строительные материалы — 23,9%, говорится в материалах Росстата. Другие позиции подорожали гораздо слабее: моющие и чистящие средства — на 6,5%, медикаменты — на 6,2%, бензин — на 6,1%.
По сравнению с маем стройматериалы в целом подорожали на 6,75%, но плиты древесностружечные — на 19,2%, доски — 15,7%, металлочерепица — 12,3%. В частности, пиломатериалы стремительно растут в цене из-за дефицита древесины на внутреннем и внешних рынках — драйвером роста в том числе в России стал бум деревянного строительства в США. Металлосодержащие стройматериалы дорожают из-за роста цен на металлы. Кроме того, туристические поездки в Турцию подорожали в июне по сравнению с маем на 38,9%, сообщил Росстат.
Риски более устойчивой инфляции
ЦБ России 11 июня поднял ключевую ставку с 5 до 5,5% в ответ на разгон инфляции. Исходя из новых данных по инфляции, в июле ЦБ может повысить ставку еще раз. Есть риск, что действие проинфляционных факторов окажется более продолжительным, и в таком случае Банк России уже осенью может повысить ставку до 6,5–7%, предупредил 6 июля Евразийский банк развития в макропрогнозе по региону.
После выхода данных Росстата по инфляции за июнь заместитель министра экономики Полина Крючкова указала, что «инфляция пока сохраняется на повышенном уровне из-за ускорения роста цен преимущественно в непродовольственном сегменте (товары с высокой долей импортной составляющей и стройматериалы), а также секторе услуг (сезонный рост цен на туристические услуги в особенности зарубежного туризма)». Однако в продовольственном сегменте «фиксируется улучшение ситуации за исключением плодоовощной продукции, где пока сказывается сокращение внутренних запасов в преддверии нового урожая».
Однако главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова предупреждает, что инфляционное давление нарастает по нескольким каналам — как внутренним, так и внешним, и это может ухудшить динамику по инфляции как минимум до конца 2021 года. В России один из самых высоких индексов цен производителей (+35% в мае год к году), подчеркивает она в обзоре за 7 июля, поступившем в РБК. Что касается внешних рисков, то стоимость контейнерных перевозок в мире продолжает расти, а риск ужесточения денежно-кредитной политики в США может привести к ослаблению рубля и ускорению инфляции в России до 0,5 п.п. в 2022 году. Орлова повысила свой прогноз по инфляции до 6,3% на конец 2021 года и считает, что Банк России на этом фоне поднимет ставку до 7% к концу года.