О чем говорили на панельной сессии Сбера на ПМЭФ
Поделиться
Ускорение цифровой трансформации, виртуализация отношений и рост спроса на услуги кибербезопасности — эти три важнейших тренда будут характеризовать постпандемийное время. Такой прогноз дал глава Сбербанка Германии Греф на панельной сессии «Архитектура постковидного мира: технологии, экономика, общество» в рамках ПМЭФ. На сессии Сбера был ажиотаж: гости форума пришли послушать дискуссию Грефа с советником президента Максимом Орешкиным, экс- главу банка Израиля Джейкоба Френкеля, известного американского журналиста Фарида Закария и профессора Гарвардского университета Стивена Пинкера. Кстати, представили спикеров виртуальные ассистенты семейства Салют.
Как и многие сессии форума, эта дискуссия была посвящена реалиям пандемического мира: бизнесу, государству и людям хочется понимать, чего ждать от будущего — какими будут профессиональная деятельность, социальные стандарты, здравоохранения, экология и другие аспекты жизни.
Герман Греф отметил, что в последние годы государства во всём мире столкнулись с такими вызовами как социальное расслоение, рост внутренних долгов граждан и внешнего долга, переход на «зелёные» технологии, цифровизация и внедрение искусственного интеллекта. С ним соглашается и Максим Орешкин. По его словам, страны переживают сегодня пик неравенства. Вопрос в том, станут ли эти вызовы «новой нормальностью» или пройдут вместе с вирусом.
Спикеры уверены, что всему миру нужна «пожарная служба» — система быстрого реагирования на подобные кризисы. И, как подчеркнул Максим Орешкин, в нашей стране такая задача уже поставлена президентом Владимиром Путин в послании Федеральному Собранию. На практике это будет означать усиление роли государства и рост социальных расходов.
Альтернативой такому подходу может стать «технокоммунизм» — уклад, при котором, благодаря технологиям больших данных и искусственного интеллекта, возможно обеспечить справедливое перераспределение ресурсов в интересах всего общества, что приведёт к исчезновению многовековых конфликтов. Однако как показал опрос гостей сессии, на вопрос движется ли мир к технологическому коммунизму, мнения разделились практически поровну: «да» — 48,5%, «нет» — 51,5%.
Более того, мир переходит от продуктоцентричной бизнес-модели к клиентоцентричной (этому даже посвящена отдельная сессия ПМЭФа с участием Грефа). Клиентоцетричная модель заточена на предоставление максимальной ценности для конечного пользователя. В такой модели вся экономика превращается в экономику экосистем, и будущее — за открытыми экосистемами с множеством игроков, которые смогут обеспечить лучшее качество услуг.
Поэтому технологию Греф назвал " ключевым" преимуществом нашего времени. "А носитель технологии, по Вернадскому, — это ноосфера, то есть человек. Люди становятся главным капиталом на мировом пространстве, поэтому конкуренция за людей и для людей, за их комфорт и счастье, будет основным трендом в постпандемийном мире", — сказал глава Сбера.
По его прогнозу, в ближайшие 10 лет нас ожидает конкуренция между странами за овладение полным технологическим стеком, которым сейчас обладает лишь Китай. Впрочем, у России есть шанс сохранить свою технологическую независимость в цифровом мире, потому что мы одна из трёх стран в мире, у которой есть свои поисковики, социальные сети и картографические бизнесы наряду с США и КНР. "Это практически полный набор технологий, который есть у России, позволяет нам развивать свои экосистемы и успешно конкурировать с глобальными экосистемами", — заметил Греф. К слову, Максим Орешкин считает развитие экосистем — ещё одним постковидным трендом.
Глава Сбера настроен оптимистично. По его мнению, страны "найдут способ адаптировать сегодняшнюю систему государственного управления и общественного устройства под новые вызовы".
Сбербанк
ПМЭФ
ПМЭФ-2021
Герман Греф
Владимир Путин
Германия
Россия
США
Китай
Израиль
Тель-Авив