Чистая прибыль за I первый квартал оказалась больше, чем за весь прошлый год
Поделиться
Суровые макроэкономические вызовы не помешали «Роснефти» добиться в январе-марте впечатляющих финансовых результатов. Так, ее чистая прибыль составила 149 млрд рублей – это больше, чем за весь прошлый год (147 млрд). По оценке главного исполнительного директора компании Игоря Сечина, столь значимый рост ключевого показателя связан с увеличением операционной прибыли, сокращением расходов и снижением отрицательного эффекта неденежных факторов.
Чистая прибыль «Роснефти» оказалась почти на 3% выше ожиданий экспертов: согласно консенсус-прогнозу, подготовленному на основании данных 12 инвесткомпаний и банков, этот показатель должен был составить 145 млрд рублей. В долларах ($2 млрд) за первый квартал он выше, чем у таких мейджоров отрасли, как Chevron ($1,4 млрд) и Equinor ($1,9 млрд). «Это самый высокий показатель чистой прибыли «Роснефти» с момента приобретения ТНК-ВР», — говорится в отчете Sova Capital.
Под стать этим цифрам и другие параметры, вошедшие в финансовую отчетность за первый квартал.
Так, показатель EDITDA увеличился на 44% в годовом измерении — до 445 млрд рублей, максимального уровня с начала пандемии. А по сравнению с четвертым кварталом 2020 года рост составил 22,3%. Позитивной динамике EBITDA способствовали рост цен на нефть, снижение операционных, хозяйственных и административных расходов. Что касается общей выручки «Роснефти», то она в январе-марте выросла на 14,2% в рублях (до 1,737 трлн рублей) и на 16% в долларах ($23,9 млрд) по сравнению с четвертым кварталом.
Несмотря на все испытания, выпавшие во время кризиса на долю отрасли, «Роснефть» продолжает генерировать положительный свободный денежный поток. По итогам марта он составил 190 млрд рублей ($2,5 млрд), что в два раза больше, чем в октябре-декабре. Показатель доходности СДП российской компании (6,5%) выше, чем у ExxonMobil (1,7%), Chevron (1,2%) и Equinor (3,7%). Он остается в плюсе на протяжении девяти лет подряд.
Комментируя последние финансовые достижения «Роснефти», аналитики отмечают такой важный показатель, как капитальные расходы (capital expenditure, CAPEX). Это – затраты предприятия на приобретение внеоборотных (со сроком действия более 1 года) активов, а также на их модернизацию. В первом квартале они составили 225 млрд рублей ($3 млрд), что находится на уровне четвертого квартала и на 21,6% выше показателя первого квартала 2020 года. Рост в основном связан с началом реализации флагманского проекта «Роснефти» — «Восток Ойл», стартовавшего в 2020 году в рамках комплексной программы освоения новой нефтегазовой провинции на севере Красноярского края. По оценке рейтингового агентства Moody’s, подобные ему стратегически важные начинания обеспечат «Роснефти» конкурентное преимущество в будущем, поскольку теперь у компании отсутствуют значимые риски для долгосрочных объемов добычи.
Еще одна сильная сторона «Роснефти» — бдительное отношение к затратам. Благодаря хорошему контролю удельные операционные издержки компании остаются одними из самых низких в мире. Причем в любых, порой форс-мажорных макроэкономических условиях. По итогам первого квартала удельные расходы «Роснефти» на добычу составили $2,6 за баррель нефтяного эквивалента. Для сравнения: аналогичный показатель у британской BP (без учета добычи «Роснефти») — $7,4 за б.н.э.
Важно также то, что в январе-марте сумма финансового долга и торговых обязательств компании сократилась на $4,6 млрд (в том числе сумма финансового долга – на $2,9 млрд). Значение показателя чистый долг/EBITDA в долларовом выражении составило 2,2х. При этом «Роснефть» продолжила улучшать структуру долга: на конец отчетного периода объем ликвидных активов в 2,3 раза превысил его краткосрочную часть. Проще говоря, с финансовой устойчивостью все в полном порядке.
Инвесторы безоговорочно верят в перспективы «Роснефти»: в начале года ее акции вышли в лидеры фондового рынка по динамике роста котировок не только среди отечественных нефтегазовых компаний, но и в целом по всем «голубым фишкам». В течение января-марта акции «Роснефти» на Московской бирже выросли более чем на треть. При этом в конце марта стоимость ценных бумаг достигла исторического максимума в 585,15 рублей за бумагу. Динамика роста капитализации компании (в долларах – 86% на конец первого квартала в годовом выражении) превышает аналогичные показатели всех мейджоров.
Что касается обязательств перед акционерами, то традиционно «Роснефть» выплачивает более 50% от чистой прибыли по МСФО. Этот коэффициент является одним из самых высоких в отрасли. В конце апреля совет директоров рекомендовал выплатить дивиденды за 2020 год в общем размере 73,55 млрд рублей.
Деятельность и финансовое состояние компании находят адекватное отражение в международных рейтингах. Так, в январе агентство S&P Global подтвердило ее долгосрочный кредитный рейтинг на инвестиционном уровне ВВВ-, прогноз «стабильный». Свое решение S&P мотивируют тем, что денежные потоки «Роснефти» менее волатильны, чем у многих ее конкурентов. Плюс, российская компания имеет крайне низкие удельные операционные затраты на добычу углеводородов ($2,6/ б.н.э.), а ее обеспеченность запасами углеводородов не вызывает никаких опасений.
В апреле агентство Moody’s также подтвердило рейтинг компании на инвестиционном уровне Baa3 со стабильным прогнозом. Аналитики выделили сильный бизнес-профиль «Роснефти», заметив, что низкий уровень производственных затрат поддерживает ее доходность и является конкурентным преимуществом в различных сценариях, связанных с динамикой нефтяных цен. По оценкам Moody’s, в 2021 году «Роснефть» продемонстрирует значительное улучшение кредитных метрик.
Даже при более низких ценах на нефть ($50 при текущих $66) источников ликвидности «Роснефти» хватает на дальнейшее снижение долга, финансирование капитальных вложений и дивидендных выплат. Как полагают в Moody’s, к концу года уровень долговой нагрузки компании может сократиться более чем на 40%.
ОПЕК
S8 Capital
Игорь Сечин
Красноярский край