К концу года курс может упасть процентов на 10
Поделиться
Мировые цены на нефть повернули вспять и устремились к давно покинутым нижним рубежам. Еще две недели назад баррель Brent стоил $97, а сегодня — меньше $82. А российский эталонный сорт Urals торгуется на биржах и вовсе по бросовой цене – меньше $52 за баррель. На ситуацию влияет сочетание мощных факторов, прежде всего, падение спроса в Китае из-за ковидных локдаунов и замедление глобальной экономики. Для России нефтяное пике будет иметь как минимум одно последствие: курс рубля по отношению к доллару точно ослабнет.
Между тем, сырьевые рынки ждут назначенного на 4 декабря заседания ОПЕК+ в Вене. Если котировки к тому времени упадут ниже уровня $80 за баррель, альянс почти наверняка примет решение сократить добычу. Вопрос лишь — насколько? В октябре сообщество добывающих стран «ради обеспечения ценовой стабильности» урезало ее на сенсационную величину в 2 млн баррелей в сутки — до 43 млн б/с. Маловероятно, что сегодня ОПЕК+ поступит столь же радикально. Тренд на удешевление нефти обозначился еще летом, когда сырье стоило $125 на максимуме. Просто в ноябре процесс ускорился.
«Цены толкают вниз два взаимосвязанных фактора, — говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Во-первых, в Китае из-за новых вспышек коронавируса власти вводят масштабные локдауны, провоцируя гражданские протесты и усиливая тревожность на рынках. Спрос тамошних предприятий на энергоносители снижается, что, в свою очередь, влияет на глобальный энергобаланс, сырье в мире дешевеет. Во-вторых, ФРС США повышает ставку рефинансирования, соответственно, долларовые кредиты становятся дороже, их меньше берут, меньше денег попадает на биржу, и в итоге фьючерсы на нефть остаются невостребованными».
Что касается ожидаемого заседания ОПЕК+, едва ли альянс захочет пересмотреть квоты на добычу. Текущий ценовой диапазон в $80-90 за баррель его полностью устраивает: чтобы удержаться этих рамках, государства-участники ранее пошли на сокращение добычи на 2 млн б/с. Вот если в начале 2023 года в мире наступит рецессия, тогда ОПЕК+ может пересмотреть квоты в сторону увеличения, рассуждает Юшков.
«Главный негатив для энергоносителей в последние дни – это новости из Китая, где фиксируется рекордный рост заболеваний коронавирусом (от 32 тысяч до 40 тысяч в сутки), снова вводятся жесткие карантинные меры во многих провинциях и проходят акции гражданского неповиновения, — отмечает руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. — По прогнозам, спрос на нефть в четвертом квартале в стране составит 15,11 млн б/с против 15,82 млн за аналогичный период прошлого года».
Конечно, ОПЕК+ на декабрьской встрече может договориться о новом сокращении добычи, но едва ли это серьезно скажется на ценах, которые до конца 2022 года останутся в пределах $80-90 за баррель, считает эксперт. Что касается влияния на российскую экономику и финансовую систему, пока очевидно одно: курс рубля отреагировал на новости с биржевых площадок ослаблением — до 60,63 за доллар и до 63,14 за евро. И если в декабре тренд на удешевление нефти сохранится, курс очень быстро выйдет к отметкам в 63 за доллар и в 65 за евро.
«В ближайшие 4-6 месяцев нефтяные котировки будут падать, — полагает аналитик TeleTrade Алексей Федоров. — Учитывая ускорение глобальной рецессии, других сценариев практически нет. Конечно, ОПЕК+ в какой-то мере удается тормозить процесс: сократив в октябре добычу сразу на 2 млн б/с, ему удалось стабилизировать рынок, — до середины ноября котировки торговались в диапазоне $90-100 за баррель Brent. Однако за последние месяц-полтора макроэкономического негатива резко прибавилось. В частности, индикаторы деловой активности в США, еврозоне, Великобритании рухнули до минимальных значений с пандемической весны 2020 года».
Кроме того, напоминает Федоров, странам ЕС пока никак не удается согласовать параметры предельной цены на российскую нефть, что повышает вероятность сохранения прежнего объема поставок из РФ. То есть, баланс нефтяного рынка все сильнее смещается в сторону избытка предложения, даже с учетом уже проведенного ОПЕК+ сокращения добычи. Значит, альянсу нужно сделать следующий шаг, урезав ее еще на 1,5-2 млн б/с. Но едва ли ли страны ОПЕК+ пойдут на это в ситуации, когда еще не определен механизм «потолка цен» на нефть из РФ, не ясны последствия его введения. Возможно, рассуждает Федоров, ОПЕК+ ограничится половинчатым решением о сокращении добычи в пределах 1 млн б/с. В этом случае нефтяные котировки стабилизируются в диапазоне $75-85 за баррель Brent.
«С точки зрения наполнения российского бюджета такой вариант более благоприятен, поскольку сокращение профицита торгового баланса РФ из-за «ступенчатого» снижения стоимости нефти может привести к плавному ослаблению курса рубля к концу года — до 68-70 за доллар и до 70-73 за евро», — резюмирует Федоров.
ОПЕК
Правительство РФ
Россия
Китай
США
Вена
Великобритания