Сегодня нет никого, кто доказательно и со стопроцентной уверенностью (если, конечно, не грешить политиканством) может заявить: проблема водоснабжения Крыма решена. Или: проблема водоснабжения Крыма не будет решена никогда. Информации о том, как обстоят дела с водой на засушливом полуострове, много, и сообщения подчас несут диаметрально противоположные посылы. Кто-то стенает в постоянном ожидании катастрофы и всеобъемлющей засухи, что ожидает крымчан, кто-то жизнерадостно утверждает, что не всё плохо, а будет ещё лучше. Не нужно быть провидцем, чтобы заявить банальность, какую в таких случаях заявляют всегда: истина где-то посередине.
Сколько воды нужно Крыму?
Ежесуточно крымчане расходуют почти полмиллиона кубометров воды. Об этом рассказал зампредседателя Государственного совета Крыма Эдип Гафаров. Учитывая, что сейчас на полуострове постоянно проживает примерно два миллиона человек, простой арифметический подсчёт показывает: только на попить, приготовить, помыться и постираться крымчанам требуется 182,5 миллиона кубометров в год. При том уровне расхода воды, что подсчитал Эдип Гаспаров.
Ко всему этому, жизнедеятельность крымской экономики, в особенности сельское хозяйство, тоже требует, помимо прочего – и в наибольшей степени – воды, воды, воды. Промышленность и сельское хозяйство Крыма в сравнении с другими регионами России выглядят далеко не бледно. Здесь развиты зерновое производство, садоводство, овощеводство, животноводство. Но наибольшую известность Крым имеет, разумеется, благодаря виноградникам и виноделию.
Под виноградники в Крыму до последнего времени использовалось порядка 17,9 тысяч гектаров земли, ещё около 5 тысяч гектаров – в Севастополе. Данные раздельны, поскольку Севастополь – самостоятельный субъект РФ. А климат здесь, как известно, засушливый, вне зависимости от статуса – аграрии такие территории называют зонами рискованного земледелия. Стало быть, нужен полив. Так вот, в климатических условиях Крыма только виноградники требуют примерно 500 кубометров воды на гектар – при условии применения капельного орошения. В год выходит 11,5 миллиона кубометров. А ведь есть ещё сады, бахчи, огороды…
Фото из разных источников: всё это – водохранилища Крыма, 2020 год. Только первое – апрель, второе – середина июня.
Что говорят крымчане
Беседы с жителями полуострова приводят к убеждению: нет в этих людях ни паникёрства, ни чрезмерного оптимизма. Здесь всегда остро стояла проблема водоснабжения. Ежегодно – без оглядки на политическую ситуацию, в течение десятков лет это происходит – с одной стороны твердят о грядущей катастрофе, с другой утверждают, что «всё под контролем».
Большинство крымчан, оставаясь скептиками, проявляют сдержанный оптимизм, замешанный на философском хладнокровии, ставшим в России трендом: даст природа – проблема на время исчезнет. Не даст – будем выкручиваться. Крымчане отслеживают в основном происходящее на их улице, и зависящее от властей.
Вот несколько коротких рассказов жителей разных крымских городов – маленький кусочек крымской мозаики.
Алексей Антонов, Севастополь:
«Я живу на улице Бакинской. Так вот, без воды в последний раз мы остались в День памяти и скорби, 22 июня – подачу воды приостановили у нас до 17 часов, где-то её не было до 19, где-то и позже. Власти объяснили это отключение проведением аварийно-восстановительных работ на сетях холодного водоснабжения. Впрочем, такие отключения воды происходят нередко, и многие севастопольцы не видят в них повода для паники. Привыкли. Что, на мой взгляд, прискорбно: привыкать надо к хорошему».
Ольга Шерстобитова, Ялта:
«Часть моей жизни прошла в Казахстане, в городе Шевченко (сейчас – Актау). Было это ещё в Советском Союзе. Так вот в этом городе, расположенном хоть и на берегу Каспия, но вовсе в пустынной местности, и в квартирах, и на производстве использовали два источника воды. Для технических нужд – опреснённую морскую воду, для питья и приготовления пищи – чистую артезианскую. А Крым ведь омыт морем. Почему бы не задуматься о подобной системе опреснения воды, хотя бы в прибрежных районах – ведь это, наверное, было бы в разы экономнее, и безопаснее для экологии Крыма?».
Вот так экономят воду: обычный кран – для технической воды, тонкий – для питьевой
Геннадий Ефимов, Евпатория:
«У нас на днях питьевую воду исследовали. Взяли воду с участка Новый, в лаборатории после проведённых анализов обнаружили какие-то превышения каких-то допустимых норм, то ли бактерий больше, чем положено, то ли вода мутнее, чем нужно. В общем, Департамент городского хозяйства администрации нашего города объявил: «Рекомендуем ограничить потребление питьевой воды и использовать способы очистки, позволяющие качественно очищать воду в домашних условиях». Да ладно, проще кипятить. К тому же летом, в жару, мы тут чаще чай пьём – даже приезжие быстро приходят к выводу, что чаем лучше жажду утолишь. Зелёным».
Глава же Севастополя, например, оптимистичен: запасов воды в Чернореченском водохранилище, питающем в основном город русских моряков, хватит Севастополю до ноября, даже если дождей летом больше не будет, заявил Михаил Развожаев на выездном совещании, прошедшем на днях:
«Даже если ни одна капля воды не поступит в Чернореченское водохранилище, то до ноября город даже без ограничения трафика при текущем расходе будет водой обеспечен».
Поиск новых источников и способов добычи…
Пресс-служба Севастопольского государственного университета (СевГУ) сообщила об обнаружении в Крымских горах больших запасов подземных пресных вод.
«Установлено, что по сети тектонических разломов на глубинах 900-1100 метров происходит миграция больших объёмов высоконапорных подземных пресных вод с температурой 80-85 градусов по Цельсию».
Учёные утверждают, что на глубинах от 350 до 500 метров проходят водные потоки, которые перемещаются по тектоническим разломам через весь Крым. Если найти доступ к этим источникам, полагают эксперты, Крым дополнительно может рассчитывать на 130 миллионов кубометров воды в год.
Исследования в течение двух лет проводили специалисты СевГУ и Научно-исследовательского института сельского хозяйства Крыма. Всего учёные нашли порядка двух десятков крупных сквозных подземных потоков и трёх десятков помельче.
Примечательно, что о приличных запасах подземных вод в Крыму говорят многие, и говорят постоянно. Например, спелеолог, старший преподаватель кафедры землеведения и геоморфологии геофакультета КФУ им. В. И. Вернадского Геннадий Самохин в беседе с представителями крымских СМИ выражает уверенность: подземные системы Крыма содержат в себе достаточно водных каналов и трасс, которые крымчане могут использовать, если правильно их изучить и оборудовать.
«Вся наша вода в Крыму – карстовая,– рассказывает Геннадий Самохин.– Часть этой воды по складкам известняка уходит в море. Раньше, когда уровень моря понижался, прорабатывался канал, и вода выходила наружу, на уровне 10-15 метров ниже уровня моря в виде пресных источников. Это и есть субмаринная разгрузка подземных вод».
Собирать такую воду, полагает учёный, достаточно просто: если она выходит в море, ставится специальный купол, из которого пресную воду откачивают по специальным технологиям.
«Если это пещера под водой,– продолжает Геннадий Самохин,–можно ставить бетонную стенку, отделяющую морскую воду от обычной, и в пещере образуется камера, наполненная пресной водой. Можно поставить трубу и выкачивать воду». Стоит это удовольствие, похоже, немало – расчёты, правда, ещё не делались.
Другой способ, который может обойтись дешевле – оборудование мелких родников по всему полуострову, которые могли бы снабжать водой располагающиеся рядом села и, соответственно, снять дополнительную нагрузку с городских водохранилищ того же Симферополя.
«Очень многие источники, известные еще с советских времен, до сих пор работают. Сегодня их используют местные жители, обустраивая, кто как может. Такое водоснабжение удобно и важно, это можно делать грамотно и централизованно: поставить фильтры и использовать нормальные трубы. Мы знаем, как это делается, это один из самых дешёвых вариантов. Но для этого нужна Госпрограмма, какая-то политическая воля, чтобы эту работу провести повсеместно. Самостоятельно люди не имеют права это делать без лицензии на водопользование, которую нужно получить в Министерстве экологии. Что стоит приличных денег», – сетует Геннадий Самохин.
…и реконструкция того, что имеем
Эксперты Главгосэкспертизы одобрили проект по водоснабжению восточных регионов Крыма. Речь идет о создании автоматизированной системы подачи воды от Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского водозаборов со сбросами в Северо-Крымский канал. Будут реконструированы сети и сооружения инженерно-технического обеспечения, построены подъездные дороги вдоль водовода общей протяженностью более 62 километров, Строительные работы планируют завершить в 2022 году. Проект позволит гарантировано обеспечить качественной питьевой водой жителей Феодосии, Судака и Керчи, а также населённых пунктов Ленинского района. А финансироваться он будет за счёт федерального и регионального бюджетов.
Кстати, вопрос финансирования водоснабжения Крыма – краеугольный. По всеобщему мнению, специалистов, добыча глубоких подземных вод в Крыму, которые обнаружили местные учёные, тормозится высокой стоимостью бурения скважин.
При этом на территории Крыма есть участки, где высоконапорные подземные пресные воды перетекают из нижних водоносных горизонтов в верхние, на глубины до 300 метров и менее.
По мнению специалистов, обнаружение этих участков даёт возможность бурить неглубокие скважины с высоким дебитом (производительностью скважины).
В своё время раздавались голоса, призывающие производить воду для технических нужд, используя систему опреснения морской воды. Сейчас об этом говорить перестали – возможно, из-за неподъёмной дороговизны таких проектов.
Что делается ещё
Сотрудники госпредприятия «Вода Крыма» запустили по новому водоводу подачу в Симферополь артезианской воды из водозабора в селе Вилино Бахчисарайского района. Об этом во время телетрансляции с места событий сообщил генеральный директор предприятия Владимир Баженов:
«Впервые в истории в Симферополь, для которого традиционно источником водоснабжения были водохранилища поверхностного водостока, пришла артезианская вода».
Владимир Баженов уточнил, что в течение суток с момента запуска водовода в крымскую столицу по водоводу будет поступать 21,6 тысячи кубометров воды, что позволит уменьшить забор из Партизанского водохранилища, сохраняя тот же уровень обеспечения ресурсом.
«Это только первый этап водовода: от водозабора в селе Вилионо в Бахчисарайском районе до площадки на окраинах Симферополя в селе Дубки – 70 километров», – добавил руководитель «Воды Крыма».
Второй этап, по его словам, предполагает комплекс работ на Ивановском водозаборе вблизи Бахчисарая, а также включение перемычки между водонасосными станциями в селах Ивановка в Симферопольском районе и Жаворонки в Сакском районе. По его завершении в Симферополь будет подаваться около 55 тысяч кубометров воды в сутки, что также позволит на эту же величину сократить потребление воды из водохранилищ и продлить время гарантированного обеспечения качественной питьевой водой жителей Симферополя и некоторых населенных пунктов Симферопольского и Бахчисарайского районов.
Глава Крыма Сергей Аксенов напомнил, что сейчас в крымскую столицу ежесуточно подается 160 тысяч кубометров воды.
«Тот объём, который будет подан благодаря работе водовода, более чем на четверть закроет потребности города, – утверждает Сергей Аксёнов,– кроме того, крымские власти продолжают разрабатывать стратегию развития системы водоснабжения Симферополя и других регионов Крыма. Все предусмотренные ею мероприятия будут реализованы. Например, пришли к договоренности с представителями Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды об использовании на территории Республики Крым единственного в своем роде воздушного судна, которое создано специально для увеличения количества осадков. Потенциально использование этого самолета позволит увеличить объём осадков из уже сформированных туч на 30 процентов».
А Госкомводхоз республики приступил к выполнению договорных обязательств по подаче воды на орошение. Для полива используются Альминское, Бахчисарайской, Кутузовское водохранилища. Запасы их достаточны, чтобы дать воду на поля, в сады и на виноградники, утверждают мелиораторы из крымского Госкомводхоза.
Итог: больше денег – больше воды. А откатов и воровства?
Вода на территории Крымского полуострова есть, и её предостаточно. Но добраться до этой воды – стоит больших денег. Добывать эту воду, не нанося при этом ущерб уникальной экологии полуострова – стоит больших денег.
Создавать системы очистки морской воды для нужд промышленности Крыма и технических нужд его жителей – стоит огромных денег. Как уже было упомянуто, и федеральный, и местный бюджеты несут серьёзную нагрузку, связанную с затратами на водоснабжение региона – несут постоянно. А реализация всех предлагаемых проектов по решению всех проблем водоснабжения Крыма потребует многократного увеличения этой нагрузки.
Готовы ли власти к такому увеличению? И готовы ли чиновники не разворовать добрую толику этих денег, будь они всё же направлены на столь необходимое дело?
Использованы иллюстрации и данные, находящиеся в открытом доступе