Каждый год высокие чиновники обещают россиянам, что уже скоро доллар будет вытеснен из обращения, а Россия будет рассчитываться с другими странами исключительно в национальных валютах. Но годы идут, а доллар никуда не исчезает. А возможно ли это вообще? И зачем это нужно России? Разбираемся в этом вместе с нашими экспертами.
Кто и зачем предлагает отказаться от доллара?
О том, что американская валюта – просто зеленые фантики, россиянам рассказывают уже как минимум последние 7 лет, хотя и объяснить, почему эти фантики становятся все дороже в рублевом эквиваленте, могут не все. «Антидолларовые» настроения подпитывают даже в искусстве – много лет назад был снят фильм «Секрет», рассказывающий, кроме прочего, о некоем страшном механизме, который почти бесконечно умножает безналичные доллары (хотя на самом деле это обычный эффект денежно-кредитного мультипликатора, в котором нет ничего страшного).
Как правило, чем более напряженной становится внешнеполитическая обстановка, тем чаще ответственные лица поднимают разговор об отказе от доллара, несколько лет назад в обиход даже вошло слово «дедолларизация». Только за последние месяцы как минимум три топ-чиновника высказались за идею постепенного вытеснения доллара из обращения:
Между делом об этом же говорили и другие чиновники – например, председатель Госдумы Вячеслав Володин. Правда, представители Минфина или Центробанка (которые действительно отвечают за расчеты) на этот раз предпочли не делать громких заявлений.
Зависимость от доллара действительно нужно снижать, считают опрошенные нами эксперты. Как рассказывает Михаил Беспалов из КСП Капитал УА, все дело – в диверсификации и распределении рисков. Пока существенная часть российских резервов существует в долларах, любые санкции и колебания курсов вредят российской финансовой системе.
Поэтому в целом, идеи этих видных государственных деятелей понятны и логичны: раз доллар эмитируется в США, которые принципиально враждебны России, то и американская валюта – непрошенный гость в России. Постепенный отказ от доллара – продолжение подготовки к возможной изоляции России от мировых систем. Так, с 2015 года все операции по картам Visa и MasterCard в России проводятся через НСПК, а некоторые функции SWIFT может выполнять российская СПФС.
С другой стороны, все это – лишь частичные меры. Так насколько сильно Россия зависит от доллара и мировой финансовой системы?
А так ли сильно Россия зависит от доллара?
О полномасштабной политике дедолларизации начали говорить не так давно, хотя реально Россия «оторвалась» от американской валюты намного раньше. С середины 2000-х годов законодательно было запрещено не только проводить операции в иностранных валютах, но и даже указывать цены в них. Сначала это воспринималось как дикость – писать цены на технику, автомобили и квартиры в рублях, но потом все привыкли. А сейчас кажется странным, что даже баланс счета мобильного телефона был в долларах, а сокращение «у.е.» встречалось в прессе гораздо чаще, чем рубли.
Сейчас в России доллар (как и другие иностранные валюты) достаточно сильно ограничен в обращении. Так, валюту нельзя пересылать по стране (хотя деньги можно отправить кому-то за границу и получить оттуда в долларах), при обмене ее на сумму выше определенного лимита нужен паспорт, а сами пункты обмена валют уже нельзя размещать где попало. Даже китайский AliExpress открыл российское представительство и принимает оплату непосредственно в рублях, а не в долларах. Не забываем и о фактическом запрете валютных кредитов и крайне слабом распространении валютных вкладов.
Поэтому можно смело утверждать – для рядовых россиян зависимость от доллара уже многие годы остается скорее номинальной, чем реальной.
В случае же с государством все не так просто. Фонд национального благосостояния по-прежнему состоит из портфеля разных иностранных валют:
Причем до февраля на доллары и евро приходилось по 45% – соответственно, Центробанк постепенно уходит от долларовых активов.
Регулятор начал политику дедолларизации в 2020 году, и, как считают эксперты, потерял на этом 7,7 миллиардов долларов. Так, российский Центробанк вкладывался в валюты, которые ослабели – прежде всего в юань. В ходе торговой войны США и Китая доллар вырос примерно на 6,5%, а юань обесценился, что принесло потери для России.
Кто-то считает, что России следовало бы вернуться к советской практике, когда доллар как бы не существовал для граждан. Но, как говорят эксперты, и до 90-х годов СССР сильно зависел от долларов (в частности, от нефтедолларов). Более того, говорит Семен Теняев из группы компаний ВБЦ, именно проблемы с ценами на нефть стали одним из факторов кризиса, который и привел к распаду страны.
До настоящего времени доллар никуда пока не исчез – и российская экономика по-прежнему сильно от него зависит:
Другими словами, американская валюта слишком глубоко интегрирована в российскую экономику, а российская экономика интегрирована в мировую. Доллар – одна из четырех мировых резервных валют, поэтому при всем желании избавиться от него будет трудно, да и последствия такого шага будут весьма спорными.
Стоит ли отказываться и чем это грозит?
Несмотря на санкции, Россия по-прежнему активно вовлечена в мировую экономику – от SWIFT нас пока не отключили, карты Visa/MasterCard работают, россиянам доступны покупки в зарубежных интернет-магазинах. Вместе с тем развиваются и российские альтернативы вроде СБП, СПФС и карт «Мир» – но насколько обоснованным в этой ситуации будет отказ от основной мировой валюты?
Российская экономика составляет около 1,5% от мировой – такой объем не позволяет полностью уйти от общемировой резервной валюты, которой является доллар. Доллар выполняет важную расчетную функцию – по сути, это всеобщий мировой эквивалент стоимости товаров. И если как-то избавится от него в России, при экспорте/импорте все равно придется пересчитывать цены через доллар.
Поэтому, как уверены все опрошенные нами эксперты, доллар сохранит свое значение и влияние на долгие годы:
Тем не менее, эксперты в целом соглашаются с тем, что влияние доллара на экономику нужно ослаблять – это уже скорее вопрос национальных интересов, чем чисто финансовая проблема. Но любое директивное решение властей в этой сфере (например, прямые ограничения на конвертацию валют) ни к чему хорошему не приведет – если и стоит ограничивать влияние доллара на экономику России, то исключительно рыночными методами.
Насколько реальна идея международных расчетов в национальных валютах?
Примерно тогда же, когда в высших эшелонах власти начали говорить об отказе от доллара, появились идеи перейти на прямые расчеты между странами в национальных валютах. Первыми странами, с которыми Россия могла бы наращивать такие операции, могут стать Турция и Китай – это не просто важнейшие торговые партнеры России, но и своего рода лидеры в своих регионах (Китай – неформальный лидер среди стран Азии, а Турция наращивает влияние в исламском мире).
Правда, пока реального роста таких расчетов между странами не наблюдается – а учитывая, что и юань, и турецкая лира в последнее время демонстрируют неустойчивость, это чревато серьезными рисками. И вот уже на днях заместитель главы Минпромторга Алексей Груздев признает, что полного перехода расчетов с Китаем на национальные валюты не произойдет – но такие расчеты уже составляют около 25% от общего объема.
Чуть раньше такая тема поднималась со странами БРИКС, СНГ, Египтом и Ираном – но пока ни в одном из направлений не было явного рывка.
С другой стороны, был и негативный опыт – рассказывают, что Россия в свое время продала Венесуэле вооружения на 4 миллиарда долларов, а оплату страны договорились провести в венесуэльском боливаре. Но в момент сделки он настолько обесценился, что Россия получила крупный убыток. Кстати, Китай уже отказался от рублевых расчетов по долгосрочному контракту на поставку газа (35-летний контракт, включающий в себя строительство «Силы Сибири»).
С точки зрения стран СНГ переход на расчеты в российских рублях выглядит еще более сомнительно, отмечают эксперты – эти страны, как правило, имеют лишь сырьевой потенциал, и намерены получать за поставленное сырье доллары, а не рубли.
Для России же расчеты в рублях могут быть выгоднее, чем в долларах – например, еще в 2016-м в экспериментальном режиме так продавали нефть в Европу и хотели поставлять газ в Турцию. Но по факту Россия так или иначе получит свою выгоду в валюте – просто потому, что контрагент будет вынужден конвертировать свою валюту в рубли, и скорее всего, через евро или доллар.
Но пока расчеты в национальных валютах – скорее исключение, чем правило. В этой сфере преобладают доллар с евро, и их эпоха еще явно не закончилась.