Есть ли смысл в блокировке: шпионаж и слежка
Поделиться
Под конец новогодних праздников российские телеграм-каналы с легкой руки главного редактора Russia Today Маргариты Симоньян начали обсуждать возможную якобы блокировку техники Apple на территории России. Блокировку, подчеркнем, не с российской стороны, а как раз наоборот, из-за океана. Прямо скажем, тема поднимается за последнее время далеко не впервые: «окирпичивание» эппловских гаджетов предполагали еще в феврале-марте ушедшего года. Тогда угроза не осуществилась — что будет сейчас?
Технологически предпосылки к такой эскалации на киберфронте ровно те же самые, что и год назад: так называемые экосистемы цифровой техники (основных три — Apple, Google и Windows) остаются наиболее глобализованными. И «пульты управления» от них находятся в недружественных России странах. Наши власти могут лишь требовать от глобальных платформ прозрачности и уступок, угрожая в противном случае «отрубить» все эти сервисы в России уже по своей инициативе.
Тем же самым — угрозой отключения — действуют и хозяева платформ. Получается, что пользователь становится жертвой при любом раскладе. Тем не менее с начала военной спецоперации на Украине и, соответственно, западных санкций прошел почти год — а ни одна из сторон не осуществила свои угрозы. Вот и сейчас опрошенные «МК» сотрудники российских IT-компаний и сервисных центров цифровой техники пока что уверенно говорят: утка, ничего такого не будет.
Как газ, несмотря ни на что, продолжает перекачиваться с востока на запад по газотранспортной системе Украины (и хоть бы один шальной прилет!), так и в Купертино, штат Калифорния, сотрудники компании с яблочным логотипом не нажимают на кнопки, которые могут отключить российскую технику этой компании.
Аргументация (гадательная, конечно, как и в случае с газом) весь этот год примерно такая. Во-первых, для владельцев глобальных платформ эта мера — оружие Судного дня: если такая блокировка не уничтожает противника полностью, их клиентская база во всех остальных незападных странах резко падает из-за недоверия к платформе. Во-вторых, при тех богатых возможностях для шпионажа, которые предоставляет цифровая экосистема типа эппловской, только очень глупый администратор будет отключать «Айфоны» россиянам. Зачем, когда можно продолжать анализировать огромные потоки данных?
Тем не менее с риском «окирпичивания» (и шпионажа тоже!) приходится считаться. И прежде всего — именно для аппаратуры Apple: Google, которой принадлежит конкурирующая мобильная ОС Android, ведет себя по отношению к России откровенно недоброжелательно, но к резким мерам не склонна. А Microsoft под конец минувшего года и вовсе включил заблокированную было для россиян возможность оплачивать и продлять подписки (учитывая вышесказанное — еще бы они этого не сделали!).
И вообще-то этот аргумент россияне услышали — продажи «Айфонов» в 2022 году серьезно упали (глава Минцифры Максут Шадаев предсказывает, что число пользователей яблочных гаджетов к концу 2024 года в России сократится вдвое). И то сказать, производитель доходчиво объяснил, что не особенно заинтересован в россиянах: установить приложения российских банков, не говоря уж о Госуслугах, уже с весны невозможно.
Поэтому в чатах и на форумах, посвященных мобильной технике, регулярно встречаются «бывшие айфонщики», сменившие платформу в 2022 году. Куда дели «Айфоны»? Обычный ответ: продали по объявлению. И тут, конечно, интересно, кто и почему в нынешних условиях эти «рискованные» гаджеты покупает. Ведь спрос по сей день есть, причем и на подержанные (лишь бы работали и обновлялись), и на новые.
Одна категория очевидна — те, кто застрял в начале 2010-х (и тут нет греха — время для нашей страны было отличное!). Для них «Айфон» по-прежнему самый престижный гаджет. Пусть даже у него сейчас отключена половина функций, пусть производитель выкручивает пользователям руки, заставляя обновляться, — все равно.
Другая категория — те, для кого экосистема Apple просто самая удобная. И среди таких покупателей как раз может быть много людей из «московских гостиных», на которых ссылалась Симоньян: мол, боятся отключения и все каникулы скачивают свои фото из эппловского «облака». Потому что с первых годов своего существования операционная система iOS была и остается самой удобной для простого пользователя, не желающего вникать в особенности настройки.
Без дураков: обучить пользованию эппловским девайсом можно и двухлетнего ребенка. Те, кто придумал этот «жестовый» язык управления и ювелирно откалибровал под него сенсорные экраны, настоящие гении. И хотя «андроидофоны» все время догоняют, а в чем-то и вырываются вперед, функционал тут заместить можно (он у Android даже шире), а вот удобство нет.
Те, кто умеет и любит настраивать технику под себя, вникать в то, как она работает, никогда не любили эппловские изделия. Но людей с инженерным мышлением куда меньше, чем тех, кому нужен «просто хороший телефон, чтобы не заморачиваться».
И тут у нас, дамы, господа и товарищи, большая экзистенциальная проблема. Желание не заморачиваться бытовой рутиной естественное и сильное. То, что это желание «поставщики удобств» используют в качестве средства принуждения, тоже вполне понятно. Одно нехорошо: эквивалентных по удобству сред для работы и цифровой жизни ни в России, ни в дружественных странах сделать пока не могут.
Проверено на переносе облачной рабочей среды с глобальной на отечественную платформу: там, где у транснационалов все летает и удобно запускается, у нас тормозит, делает ненужные копии рабочих файлов, а некоторые заявленные сервисы просто не развиты. Остается надеяться, что приток российских пользователей на российские же платформы даст им ресурсы для развития — так, чтобы обитателям «гостиных» техника с надкусанным яблоком и не была нужна.
Apple
Google
Россия
Украина