Виктор Баженов
Мы уже писали о том, что кинотеатры в России пострадали от санкций не хуже авиаперевозчиков. К помощи взывала АВК (Ассоциация кинотеатров РФ), и за прошедшие недели ситуация не улучшилась. Оказывается, многие заведения ушли в небытие этим летом, а часть может не дотянуть до осени. Так ли всё серьёзно? Разбираемся.
Драматическая статистика АВК: можно верить?
Бедственное положение кинотеатров озвучил «Коммерсантъ», а потом новость разлетелась в интернете. В статье – ссылка на статистику АВК, но на самом сайте Ассоциации цифр не найти (на момент подготовки настоящей статьи). Поверим на слово? Количество иностранных премьер сократилось больше, чем на треть – охотно верю.
Россияне не смогут увидеть на большом экране такие новинки, как «Фантастические твари: Тайны Дамблдора», «Морбиус», «Человек-паук: Через вселенные 2», «Тор: Любовь и гром». Я тут интереса ради зашёл на сайт небезызвестного кинотеатра Москвы, и был несколько разочарован ассортиментом. 7 картин, из которой лишь одна – условно кассовая («Эскортницы»).
Значительная часть залов не используется три месяца и больше – похоже на правду. Особенно в мультиплексах, где недостаточно контента для всех площадок. Если 05.01.2022 в России было около 5,7 кинотеатров, то к 06.06.2022 их осталось всего 3600. Иными словами, около 37% заведений прекратили свою работу. Впору в «Красную книгу» вносить!
Но процесс может продолжиться, ведь за неделю с 30.05.2022 до 05.06.2022 трафик упал на 57%, а выручка – на 63% (до 681,4 млн.руб.), если сравнивать с данными в среднем за неделю 2021 года. А ведь тот период тоже не был простым (пандемия, запреты). Сеть ОС закрыла два заведения в Москве, а 17% её залов в мае текущего года оставались неработающими 10 дней и более. И это один из лидеров рынка!
Почему так происходит?
У кинотеатров несколько статей дохода. Конечно, деньги можно зарабатывать и на сдаче залов в аренду, и на продаже напитков с попкорном. Но основная статья – это билеты за сеанс, из которых и формируются сборы. Самые кассовые фильмы тратят около 50% выручки на рекламу и на гонорары кинотеатрам. Большие и малые чиновники из мира кино полагают, что отечественный контент поможет остаться заведениям наплаву. Подсчитаем?
Самыми кассовыми отечественными фильмами в апреле 2022 года оказались такие картины: «Финник», «Мальчик-дельфин», «Первый Оскар», «Моя ужасная сестра», «Родители строго режима», «Бука. Моё любимое чудище» и другие. За этот месяц десятка лучших заработала… 734,6 млн.руб., плюс 18 работ – по 23,9 млн.руб. каждая (ещё 430,2 млн.).
Немало, но общая выручка кинотеатров (на российских фильмах) составила 1,165 млрд. руб., а в пересчёте на заведение в среднем (если рассчитать на 3600 объектов) – 323638 руб. Я даже не поверил своим глазам! Вроде всё сходится. Но эти деньги нельзя назвать чистой прибылью, ведь примерно половина уйдёт создателям. Получается вообще смешная цифра. А ещё нужно кормить работников, оплатить электричество, охрану и прочее…
В апреле 2021 года состоялась премьера фильма «Гнев человеческий». Сборы в РФ составили 870,2 млн. руб. Картина «Дюна», которая вышла на экраны России в октябре 2021 г., собрала 1,5 млрд. руб. Игровой фильм «Мортал Комбат», который не критиковал только ленивый – 863,19 млн. Он тоже увидел свет в апреле 2021 г. Итак, любая голливудская картина, более-менее проходная, без проблем перекроет почти все российские фильмы. По сборам – о содержательной стороне говорить не будем.
Так что же делать?
Есть рабочий вариант, наглухо отвергнутый той же АВК. Параллельный импорт кино! Массовый зритель не хочет философствовать над очередной драмой Дэвида Линча. Да и успех артхаусной «Нимфоманки» Ларса фон Триера повторить вряд ли получится. Индийское, китайское или корейское кино – тоже не вариант. Мы вне их культурного контекста и кода – нам западное подавай.
Тем более, Россия уже проходила это в 90-е годы. Убеждён, что кинокомнаты вновь могут появиться, но уже в другом формате. Без параллельного импорта фильмов к осени кинотеатров останется ещё меньше. Но дальше будет проще: с сентября посещаемость традиционно возрастает, и заведения, пережившие лето, продолжат балансировать на грани рентабельности.