Как сдержать цены на мясо на отечественных прилавках
Поделиться
Цены на говядину в магазинах еще не снизились, а некоторые эксперты уже заговорили, что ввоз в Россию дешевого импортного мяса способен напрочь убить отечественное скотоводство. И что вообще самый лучший вариант для отечественной мясной отрасли — не пущать никого в страну, а самим удвоить усилия по увеличению стада крупного рогатого скота. А как же среднестатистический российский покупатель, который по нынешним ценам не всегда может себе позволить на обед кусок мяса?
— Не знаю, с чего это взяли, что цены на говядину снижаются,- говорит мне одна домохозяйка в мясном ряду крупного супермаркета. — Как стоила, так и стоит, вот смотрите — 600 рублей килограмм мяса на кости и 1,5 тысячи мраморный стейк — но это уже не для моего кармана…
В нынешнем году Россия решила беспошлинно завезти в страну 200 тысяч тонн замороженной говядины. Обычно пошлина составляет 15%, а на те объемы, которые закупаются сверх установленной квоты — 50 % .Такое регулирование рынка обеспечивает надежную поддержку отечественного производителя.
А нулевая пошлина позволяет мясокомбинатам отдавать предпочтение именно импортным поставкам, которые сбивают цены на внутреннем рынке на 25 и более процентов. Уже сообщается, что российские фермеры отказываются сдавать на забой скот из-за низких цен, предлагаемых мясопереработчиками.
По идее, радоваться бы надо такому событию — хотя снижение цен до конкретных покупателей еще и не дошло. Кстати, отмашку в ноябре минувшего года на беспошлинный ввоз 200 тысяч тонн мороженой говядины и 100 тысяч тонн свинины дал лично президент Путин — чтобы создать хоть какую-то конкуренцию среди производителей.
Однако уже сейчас отечественные крестьяне говорят о том, что беспошлинный импорт — настоящая ловушка для России, что рано или поздно мы еще больше попадем в импортную зависимость. Схема тут такая. В нынешнем году к нам приедет из стран Латинской Америки 200 тысяч тонн говядины. Российские крестьяне, почуяв в их лице грозного конкурента, перестанут разводить крупный рогатый скот.
Почему? Потому что мясокомбинаты начнут брать на переработку дешевые импортные туши, а не дорогие отечественные. Значит, внутреннее производство упадет, станет невыгодным, а на следующий год нам придется снова открывать шлюзы беспошлинному импорту — уже тысяч на 300 тонн.
Так, предрекают некоторые аналитики, отечественное скотоводство и умрет своей смертью. Банки перестанут выделять кредиты под инвестиционные проекты российских аграриев и Россия окажется в еще большей импортозависимости от других стран.
В комментариях особо подчеркивается, что нашим аграриям нужно-то всего немного времени, чтобы насытить внутренний рынок собственной говядиной. А нынешний шаг правительства — просто удар под дых отечественному производителю.
Однако эти старые песни о главном мы слышим уже не первый раз. Как только правительство начинает грозить, что пустит на рынок иностранные компании с их дешевым товаром, так это тут же расценивается, как предательство национальных интересов. Что «вот нам бы еще немного времени…»
Но и пять лет проходят, и 10, а воз и ныне там: продовольствие постоянно дорожает.
Правда, в последние пять лет собственное производство говядины выросло на 0,8 %. Но этот плюсик — сплошные слезы. Потому что по отношению к 2010 году производство сократилось почти на 5 %, а за последние 15 лет — на 10 %. Нетрудно заметить, что что говядину собственными силами мы производили больше, когда не было жестких ограничений на зарубежные поставки. Конкуренция нам не особо мешала.
Чтобы не потревожить устоявшийся в отрасли застой конкуренцией, наши животноводы допускают беспошлинный импорт говядины не более 50 тысяч тонн. И с той оговоркой, что такая мера должна вводиться только при определенном ценовом уровне на российскую говядину. Допустим, если мясо на кости станет для массового покупателя, как сегодня мраморный стейк -1 ,5 тысячи и выше. Вот, якобы если будем дозировать такими темпами, то развитию мясной отрасли (напомним, на 0,8 % за пять лет) ничего не будет угрожать.
А иначе нас заграничные конкуренты с потрохами сожрут. В одной Бразилии (ожидается, что новые поставки, в основном, пойдут из этой страны) свободной говядины, которую тамошние аграрии не знают куда пристроить, от 50 до 80 тысяч тонн в месяц. Они готовы сильно демпинговать, только бы получить с этих объемов, хоть небольшую прибыль…
— Если разделить 200 тысяч тонн говядины на население России, 146 миллионов человек, то на душу населения придется примерно 1 килограмм 300 грамм, 5-6 раз пообедать, — считает Петр Шелищ, председатель Союза потребителей России. — Как видим, не так уж и много. Россия производит около 1,6 миллиона тонн говядины. Следовательно, 200 тысяч тонн — это 12-13 % дополнительной говядины на внутренний рынок: значительный объем, который способен сбить цену в розничной торговле.
Чем больше товара, тем ниже цена при том же спросе. Говядина дороже свинины, свинина дороже мяса птицы. Сегодня говядину могут себе позволить далеко не все россияне, многие — разве что только по праздникам. Конкуренция с иностранными фермерами, на мой взгляд, тоже важный элемент рынка.
Ну а мы, покупатели, будем тем временем ждать снижения цены на говядину. Производители утверждают, что ее стоимость падает третий месяц подряд, а за последнюю неделю она и вовсе опустилась на 15 %. Но по Росстату в период с 11 по 17 июня говядина подорожала на 0,1 %.
Правительство РФ
Владимир Путин
Россия
Бразилия