Только тем, кто собирается за границу или имеют к ним «пристрастие»
Поделиться
В последнее время наш рубль демонстрирует чудеса стойкости. Он стал настолько твердым, что даже действия правительства по снижению его курса мало помогают. 57 рублей за доллар – в условиях санкций, всякого рода ограничений и военной спецоперации на Украине.
Персональное поведение рубля обсуждалось даже на ПМЭФ. И не в кулуарах, в перерывах между сессиями, а на макроэкономических площадках. Что не так с нашей валютой? Об этом СМИ рассказал первый вице-премьер Андрей Белоусов.
По словам Белоусова, правительству и Центробанку необходимо переосмыслить экономические механизмы последних лет. И взять в приоритет рост экономики, для которой, в том числе, важен и оптимальный курс рубля. По расчетам, на сегодняшний день он находится в коридоре 70-80 за доллар. «И следует как можно быстрее возвращаться к нему», — почеркнул первый вице-премьер.
Вкратце ситуация с не в меру ретивым рублем такая. По текущим операциям у России образовалось активное сальдо. Но оно, как раньше, не уравновешивается оттоком капитала. Рубль переукрепился, и это плохо. С другой стороны, с точки зрения баланса сбережений и инвестиций, это хорошо.
Где золотая середина – вот в чем вопрос.
Как сообщил Белоусов, в результате дискуссий она находится в пределах 70-80 рублей за доллар.
Самая большая загадка во всей этой истории: каким образом и почему так долго он держится на таких крепких позициях? И санкции, и ограничения, и «вихри враждебные веют над нами», а ему все нипочем. 20 июня на Московской бирже за доллар давали 55,5 рубля – впервые с июня 2015 года. Эксперты с ног сбились, гадая на кофейной гуще: «Завтра рухнет!», «Нет, со следующего понедельника»….
Считалось, что стабильный и высокий курс рубля – явление вполне искусственное и рукотворное, созданное правительством и Центробанком. В этом было убеждено большинство аналитиков.
Но тогда возникает вопрос: если курс отечественной валюты поддерживался в ручном режиме, то почему его так же, административным порядком, не вернуть на оптимальный уровень? Не поставить, так сказать, на место?
Об этом спрашиваем финансового аналитика, кандидата экономических наук Михаила Беляева.
— Нынешний курс рубля образовался не в ручном режиме, — поясняет он. – Да, здесь есть некоторая часть информационной составляющей, внедрение нашей валюты в международные расчеты. Что дополнительно придает ему определенный вес и авторитет. Однако это далеко не самый основной фактор.
— Внешнеторговые показатели у России очень хорошие, с профицитом. Здесь все в полном порядке, несмотря на введенные санкции. Главное – общее состояние экономики страны, она не кризисная, даже нет никаких признаков. В отличии, скажем, от американской, которую трясет.
— В условиях рыночной экономики и при плавающем курсе нет никаких рычагов, которые позволяли бы надолго и значимо регулировать курс рубля. Можно «включить» корректировку процентов на 10-15, но на краткосрочную перспективу. Курс все равно будет тянуться к тому, что обусловлено экономикой. Если он держится на значениях 56-57 рублей, значит, это его место.
— Нет, на мой взгляд – 60-65 рублей. Отклонение с нынешнего курса до 70 и тем более 80 рублей очень большое и никакое «ручное управление» здесь не поможет. Полагаю, что в правительстве в данном случае исходят из интересов экспортеров. Которые недополучают прибыль, а, значит, теряет и бюджет. Предполагаемый расчетный курс в коридоре 70-80 рублей поможет экспортерам и не сильно ухудшит дела импортеров.
Но объективные условия показывают, что такого рыночного курса не будет.
В экономике действуют такие же законы, как в физике. Только они чуть более мягкие. В законах Ньютона ничего не поправишь, а в экономике можно слегка подкорректировать, но ненадолго. Потом все возвращается на круги своя. И, кстати, еще не известно, как такое вмешательство «из вне» может аукнуться в дальнейшем.
— Убежден. Хотя соглашусь, что сегодня он слегка переоценен.
— Думаю, в пределах месяца. Так называемый оптимальный курс 70-80 рублей – это слишком большой диапазон. 70 рублей – одна экономическая ситуация в стране, 80 рублей – совсем другая.
— Это капля в море, копейки! Курс формируется на бирже в результате корпоративного оборота валюты. Психологически на людей такой шаг подействует. Можно вбросить информацию, что через три дня курс будет 70 рублей. Появится паника, курс взлетит до 120 рублей, но потом вернется на прежние позиции. Однако в общем валютном обороте купля-продажа доллара ничего не даст.
— Смотря для каких целей. Если едешь за рубеж или у тебя к ней особое пристрастие, то можно. Вряд ли рубль будет и дальше укрепляться. А во всех остальных случаях, я спрашиваю: зачем? Как видим, наш рубль более устойчив, чем доллар. Вот представь: «американец» на бирже стоит 57 рублей, в банке ты его купишь рублей за 70, а то и дороже. Если доллар поднимется до 70, то банку ты его продашь в лучшем случае за 65. Что выиграл, кроме того, что проиграл?
Из головы пора выкинуть, что иностранная валюта – любая: доллар, евро, израильский шекель или японская йена — это инструмент, который позволяет сохранить и даже приумножить твои сбережения. То время, когда рубль последовательно слабел, прошло.
— За 30 лет наше правительство приучило население не доверять властям. Потому никаких гарантий вам никто не даст. Единственное могу сказать: никаких экономических предпосылок к таким финансовым катаклизмам в России нет.
Правительство РФ
ПМЭФ
ПМЭФ-2021
Яд Вашем
Украина
Россия