«Скоропортящиеся товары пропадут раньше, чем доедут до покупателя»
Поделиться
Правительственные чиновники, на закрытом заседании в Минтрансе, прошедшем накануне, по данным «МК», не смогли прийти к консенсусу по выработке ответных мер в отношении европейских логистических преград. Ситуация с движением грузов между ЕС, Россией и Белоруссией напоминает мудреный ребус. Сначала Евросоюз вводит запрет на работу российских и белорусских фур, за исключением перевозки продуктов. В ответ Белоруссия принимает импульсивное и, возможно, поспешное решение, ограничив перемещение по своей территории грузовиков с европейскими номерами. Между тем логистика усложняется и дорожает, пробки на границах растут. Следствием этого для российских потребителей может стать либо дефицит, либо очередное повышение в цене целого ряда ввозимых страну товаров.
По информации «МК», 22 апреля состоялось правительственное совещание, посвященное логистическим проблемам. Участники: Минтранс, Минпромторг, ФТС и Минсельхоз. Повестка: как ответить на санкции наших западноевропейских «партнеров», запретивших грузоперевозки из РФ. Решение на совещании так и не было найдено. Для перевозчиков принципиальный вопрос — будет ли наш ответ полностью зеркальным или будут сделаны какие-то исключения для определенных товаров и грузов.
Напомним: ранее международные автомобильные грузоперевозчики России направили обращение премьер-министру Михаилу Мишустину и председателю комитета Госдумы по транспорту Евгению Москвичеву. В письме транспортники отметили, что «более 50 тыс. единиц автотранспорта (а водителей больше, чем машин!), с 00:00 часов 09.04.2022 г. оказались безработными по причине введения пятого пакета санкций от ЕС, который предусматривает полный запрет на перемещение российских транспортных средств по территории ЕС».
Перевозчики подчеркнули, что немедленная переориентация автотранспортного грузопотока на иные страны или внутренний рынок не представляется возможной, и предложили свои меры поддержки отрасли. Среди них — приостановка или отсрочка лизинговых платежей на период не менее 6 месяцев; принятие зеркальных мер для иностранных автоперевозчиков по запрету перемещения товаров по территории РФ; организация на территориях международных пунктов пропуска работы по принципу «сухого порта». Такой вариант предусматривает перегрузку товара, либо перецепку транспортных средств от иностранных перевозчиков для дальнейшей доставки грузов российскими перевозчиками, имеющими допуск к международным рейсам, до конечного пункта на территории РФ. А при невозможности организации такой работы, разрешить иностранному перевозчику перемещать грузы до ближайшего таможенного поста на территории нашей страны, где произвести те же операции.
22 апреля решение чиновниками снова не было принято, рассказывает президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль. Они по- прежнему обсуждают возможные ответные меры. Причем мнения разных ведомств очень сильно разделились. Варианты рассматриваются следующие: ничего не делать; ограничить перемещение полностью; разрешить въезд машин с европейской регистрацией на территорию РФ на глубину до 25 км или до первого таможенно-логистического терминала, дальше — перегруз или перецеп на российского международного перевозчика. Впрочем, по словам эксперта, возник еще один неожиданный вариант действий. «Рассматривается возможность выхода из ЕСТР (Единое соглашение о работе водителей автотранспортных средств, которые осуществляют грузовые и пассажирские перевозки на территории стран Европы). Такое предложение, думаю, может вызвать гнев со стороны грузовладельцев и сделает движение фур только хуже. Образно говоря, отморозим свои собственные уши назло бабушке. Логика совершенно непонятна», — комментирует Тарас Коваль.
Следующие совещания в Минтрансе назначены на 26 апреля и если и оно не приведет к конкретным результатам — 29 апреля. «Есть ощущение, что в переговорах участвуют лица, которые ставят свои личные интересы, интересы бизнеса выше интересов перевозчиков и в целом движения товаров», — заключает наш собеседник.
Между тем, по словам исполнительного директора ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрия Вострикова, производители продуктов питания испытывают большие сложности с транспортировкой сырья, ингредиентов и необходимого оборудования: нарушена логистика поставок, российские автомобили не пускают в ЕС, а некоторые поставщики и перевозчики вовсе отказались доставлять товары в Россию. Колоссально растет стоимость перевозки: по фурам из Европы тарифы уже выросли в 2-4 раза к прошлому году.
«Ситуация усугубится, если введут необходимость «перегруза» товаров. Ждать машинам с продовольствием придется неделями (и это после очереди на самой границе). Приоритетна смена тягача, но возникают вопросы с сопроводительными документами и согласием на замену машины, — отмечает он. — Логистические ограничения влияют на ритмичность поставок, но и ещё больше увеличивают стоимость перевозки за счёт простоев. А скоропортящиеся грузы просто невозможно ввозить при таких условиях: они пропадут раньше, чем доедут до покупателя».
По словам эксперта, критически важно, чтобы не было никаких перегрузов или смены машин на границах по всему маршруту следования транспорта.
В свою очередь руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев убежден, что из-за логистических проблем будет расти стоимость товаров. «В сфере логистики происходит целый комплекс событий, следствие которых — возможный дефицит товаров в нашей стране и дальнейший рост инфляции», — отмечает он.
Евросоюз — ЕС
Министерство промышленности и торговли РФ
Россия
Белоруссия