В Москве простились с великим режиссером
Вадим Абдрашитов: Владимир Меньшов был мне хорошим товарищем. Российское кино в очередной раз осиротело. Фото: Олеся Курпяева
Прощались — но не расставались. Многие с трудом сдерживали слезы перед входом в зал Дома кино. С фотографии глядел задорно и лукаво Владимир Валентинович. В памяти всплывал его глуховатый голос. И образы его героев — все они знакомы наизусть большой стране. И его председатель колхоза Семен Бобров — который "Человек на своем месте". И тот же его несломленный маршал Жуков перед сталинским портретом в "Ликвидации".
"Мамочка дома": Юлия Меньшова выложила фото с Верой Алентовой
Меньшов и его зритель очень любили друг друга — "что характерно", как повторяет в фильме у него персонаж Сергея Юрского. Меньшов все время удивлялся: "Не понимаю, как можно снимать кино не для широкого круга зрителей — и гордиться этим".
Чаще всего на прощании — обращаясь ко вдове Вере Алентовой и дочери Юлии Меньшовой — произносили слова: достоинство, поступок, честь и скромность.
Вспомнили, как отказался объявлять победителем конкурса MTV фильм "Сволочи" — потому что считал его подлым по отношению к памяти, народу, своей стране. Пришел весь вгиковский курс Меньшова и Алентовой — поклониться и проститься.
— Ну кто, кроме Меньшова, говорил так о чести, о важности своих принципов, — делится айтишник Олег, пришедший одним из первых. — В слова его героев вслушивались и мои отец и мать. Да и мой любимый фильм — "Розыгрыш"…
Меньшов влюблялся только в то, что считал достойным. Снял немного — несоразмерно своему таланту мало. Но все, что сделал, — было честно. Вспомнили даже, что он был председателем общественного совета при ФСИН — и ездил по колониям, вникал в дела, вел заседания…
Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий сказал: как педагог — Меньшов "запускал артистов в космос". Речь о его отдельном космосе. О культурном пространстве Меньшова.
А сколько среди тех, кто пришел проститься, было Александр — когда-то названных в честь героини его "Москва слезам не верит"?!
Александр Панкратов-Черный вспомнил, как Меньшов водил его по улочкам родной Астрахани. И как потом в сибирской деревеньке Меньшов заплакал, увидев на почетном месте в избе у брата Панкратова-Черного ставшие ненужными ордена за доблестный труд…. Он говорил: "Сашка, снимать кино нужно о любви!"
Художник ушел. В мире до сих пор нет "стабильности". Вокруг "одно сплошное телевидение" — теперь даже скорее интернет. И люди озабочены, чтоб дома было вдоволь и "капусточки", и "мясных закускок", о которых говорил герой его "Ширли-мырли".
Спрашивал в очереди у Дома кино: какие фильмы режиссера больше всего любимы? Победили в этом беглом опросе "Любовь и голуби".
Прощание завершилось словами внука режиссера — Андрея Гордина, студента Школы-студии МХАТ. Он показал короткий фильм про деда — и от него шло тепло. И стало всем тепло: он остается с нами.
Владимира Меньшова похоронили на Новодевичьем кладбище.
Дословно
Игорь Золотовицкий, ректор Школы-студии МХАТ
— Он так просто говорил о главных вещах, что это хотелось слушать и слушать. Когда я первый раз увидел "Москва слезам не верит" — мне захотелось сразу посмотреть ее заново. Чтоб это еще раз повторилось. А педагог какой! А отец!.. Это так несправедливо, что это поколение — Табаков, Меньшов, Ефремов, Юрский — уже уходит от нас. Мы мельче, увы.
Сергей Никоненко, народный артист РФ:
— "Китайский сервиз" — интересная была общая работа с Меньшовым. Сильный был человек Вовка, что и говорить. Без волосатой руки прокладывал себе дорогу, выстроил жизнь и карьеру на зависть многим, достиг вершин. Его все уважали за прямоту, нелицеприятие, за то, что не боялся говорить то, что думает, и в лицо, и на людях. Знаю, что говорю, потому что был у него на занятиях, видел его работу со студентами. Без него будет трудно.
Валерий Гаркалин, народный артист РФ:
— Я потерял дорогого человека — и, конечно, никакие слова в голову не приходят. Владимир Валентинович был художником, замечательным мастером, ответственным, пытливым, жестким даже. В моей жизни он сыграл роль грандиозную, как никто, он — один из тех, кому я всегда буду обязан. Как теперь без него?
Сергей Баталов, заслуженный артист РФ:
— Он любил артистов, сам был человек театральный, на площадке всегда давал возможность думать, не диктовал, не было такого, чтоб шаг влево-шаг вправо — расстрел, все смеялись, фантазировали… Жалко, снимал редко, но всегда метко. А какая актерская фактура! Помните "Человек на своем месте", где он с Вертинской? Натуральный же американский герой! К чему Меньшов ни прикасался — он все делал незаурядным. С отсветом Оскара. Помню, зашел к нему в кабинет на съемках — а перед ним Оскар на столе. Я взял посмотреть — а Владимир Валентинович мне: "Зря взял. Теперь своего не получишь".