м
Главная » ЭКОНОМИКА » Законодательные поправки о шампанском раскритиковали: пострадают потребители

Законодательные поправки о шампанском раскритиковали: пострадают потребители

«Власти создали опасный прецедент»

Поделиться

Страсти вокруг решения французского производителя премиального шампанского Moet Hennessy приостановить поставки в Россию продолжают накаляться. Событие вызвало массу разноречивых откликов — как осуждающих, так и оправдательных. Отечественные виноделы видят в нем попытку шантажа в свой адрес, а независимые эксперты указывают на первопричину — свежие законодательные нормы, которые, по их словам, носят откровенно лоббистский характер и подрывают поставки оригинальных импортных вин в Россию.

Поправки в 171-ФЗ «О регулировании алкогольной продукции» были приняты Госдумой в трех чтениях, одобрены Советом Федерации и подписаны президентом Владимиром Путиным. Как отмечено в письме Moet Hennessy российским партнерам, они «обязывают производителей шампанских вин из французского региона Шампань переименовать их продукцию в «игристое вино». Изменения потребуют от французской стороны пересертификации и новой маркировки, к чему та абсолютно не готова. Российским дистрибьюторам все это тоже создает головную боль: им нужно получить новую сертификацию для шампанского и других товаров с защищенным географическим названием, завести новые штрихкоды, коды для системы ЕГАИС. По самым общим оценкам, затраты составят десятки миллионов рублей.

Шампанское — название игристого вина, производимого и реализуемого под защитой французского аппелласьона (определенная географическая зона происхождения продукта) Champagne AOC. Исходя из новых поправок, российское законодательство эту «защиту» учитывать не будет.

В год Россия импортирует около 50 млн игристых и шампанских вин, из них 13% – шампанское из Франции, а на долю Moet Hennessy приходится менее 2%, подсчитали в Центре исследований федерального и регионального рынков алкоголя. Его директор Вадим Дробиз убежден, что решение французской стороны вызвано ошибочным истолкованием поправок ее юристами: «Наш закон не может отменить международное название продукта «шампанское» – это не его юрисдикция». А президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович видит в заявлении французского производителя «своего рода шантаж без каких-либо доказательств». По его словам, Россия закупает шампанское еще у двух десятков поставщиков, и никто из них не возмутился.

«Не хотите возить – не везите. В России игристое вино не хуже. Мы никого и никогда не заставляем называть алкогольную продукцию иначе, чем называет ее сам производитель. Мы лишь просим доказать ее соответствие стандартам на игристое вино и указать это на этикетке», – поясняет Попович.

С его позицией резко контрастируют оценки независимых экспертов. Игристые и шампанские вина пришли в Россию из Европы, и эту историческую данность нельзя игнорировать на территории Евразийского союза, говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. По его мнению, решение властей РФ, за которым стоят исключительно коммерческие интересы приближенных к Кремлю крупных виноделов, настолько расходится с мировыми нормами, что должно быть пересмотрено. Как считает доктор экономических наук Игорь Николаев, оно чревато не только снижением товарооборота, но и ответными мерами пострадавшей стороны в отношении экспортных товаров, производимых российскими брендами. Причем не только алкогольными. Москва создает опасный прецедент, и ее протекционистские действия могут выйти боком и рядовым потребителям, и стране в целом.

«Несколько лет назад у нас решили продвигать отечественного производителя, подняли акцизы, что-то «подкрутили» в законодательстве. В итоге наши вина сравнялись по ценам с французскими. Но такого не может быть, если брать в расчет дополнительные затраты импортеров на логистику, таможенные пошлины и прочее», – говорит независимый эксперт по финансовому рынку Сергей Дроздов.

В общем, возникает вопрос: какие еще зарубежные алкогольные напитки исчезнут с прилавков по воле законодателей? Может, нам стоит готовиться к прощанию с настоящим коньяком, типа Hennessy V.S.O.P? В январе 2020 года Евросоюз обращался к Москве с просьбой отказаться от использования названий «коньяк» и «шампанское» в алкогольной продукции, но получил отказ. Подписанный на днях президентом Путиным закон о правах на название «Коньяк России» выглядит тревожным звонком для зарубежных поставщиков.

Совет Федерации
Евросоюз — ЕС
Владимир Путин
Дмитрий Песков
Россия
Москва
Франция

Источник